Entrepreholic, бизнес в Украине, обучение
конференция, стартап, МСБ

Идеальный бизнес идет от души и строится на мечте, - считает организатор Entrepreholic

Анна Петрова — генеральный директор Startup Ukraine и организатор конференции Entrepreholic, проходящей этим летом в пятый раз — уже много лет развивает бизнес в Украине. Она обучила уже многих предпринимателей, провела множество мастер-классов и конференций. В интервью Hubs Анна рассказала о страхах украинских предпринимателей, обучении бизнесу, а также о том, как создать свой бизнес.

— Каковы основные страхи людей, желающих начать свой бизнес в Украине?

— Большинство желающих запустить бизнес боится провала. Люди очень боятся, что не получится. Это во-первых.

Во-вторых, очень боятся потерять все деньги. Это во многом связано с первым страхом, но несет несколько другое значение, именно прикладное.

В-третьих, присутствует боязнь быть непопулярным, не получить признания.

Все эти вещи случаются с начинающими предпринимателями, которые не знают и не понимают, как работает бизнес. Этому нигде не учили, и отсутствие знаний становится большой проблемой.

Существует, кроме списка страхов, и список основных ошибок, которые допускают начинающие предприниматели. Они придумывают идею и настолько ею увлечены, что забывают о законах функционирования рынка. Не просчитана целевая аудитория продукта, не учтено наличие конкурентов, нет понимания себестоимости — потому и реальны страхи, о которых мы говорили.

— Можно ли научиться предпринимательству? И что первично: знания о ведении бизнеса или идея бизнеса?

— Считаю, что знания первичны. Конечно, идеальным вариантом является готовая идея, на которую накладываются знания, позволяющие её реализовать. Но это — не обязательная последовательность.

Если говорить, например, о конференции Entrepreholic, то очень часто озарение приходит во время её проведения, идея появляется на определенном этапе получения знаний.

К тому же существует определенный механизм генерирования идей. Идеи приходят к тем, кто не сидит на месте, кто куда-то идет, с кем-то встречается, знакомится с новыми идеями, проводит внутреннюю аналитику.

— Существует ли последовательность шагов, которые необходимо сделать в самом начале предпринимательского пути?

— Конечно, есть вещи, которые необходимо сделать обязательно.

В первую очередь необходимо достать идею «из себя». У меня есть своя философия ведения бизнеса, предполагающая, что начинать делать бизнес надо с душой. Если цель — просто зарабатывание денег, то тебя может ждать успех в краткосрочной перспективе. Но в долгосрочной перспективе ты проиграешь. Бизнес, который человек начинает, должен опираться, по моему глубокому убеждению, на мечту. То, чем предприниматель горит, что не дает ему покоя — только это и будет заставлять рисковать и работать.

Как вариант, можно строить бизнес просто на том, что хорошо получается. Как построен консалтинговый бизнес, так работают тренеры, так получается работать у нескольких сервисов.

Если посмотреть на все известные, действующие и имеющие капитализацию компании, то все они начинались с желания что-то изменить. Это приводит нас ко второму шагу: бизнес должен решать проблему. Если он не решает проблемы, он никому не нужен.

Первые два шага — это понимание идеи, её нужности и востребованности. Дальше идут вещи «изнутри наружу». Необходимо очень хорошо узнать свой рынок, для которого будет разработан продукт. Акцентирую, что идея и продукт — это разные вещи.

Третий шаг легко удается маркетологам, начинающим заниматься своим бизнесом или предпринимателям, дружащим с маркетологами. Ведь подход 4Р никто не отменял (product, price, place, promo – продукт, цена, место и продвижение — Hubs). Нужно понимать свой продукт, его цену, место продаж и стратегию его продвижения. Потому что без этого понимания любая надежда на клиентов обречена на провал.

Следующим, четвертым шагом должна стать четкая и понятная бизнес-модель. Необходимо ответить на несколько вопросов: как будет зарабатывать компания? Каковы расходы? Как будут строиться взаимоотношения с клиентами? И самый важный вопрос этого шага: какую ценность дает бизнес? Бизнес всегда должен давать какую-либо ценность. В Украине есть такая проблема: как только появляется что-то новое, его начинают делать все, таким образом размывая ценность продукта.

Последний, пятый шаг: четко расписанный план выхода на рынок. Все шаги и шажочки должны быть расписаны, дедлайны указаны, задачи детализированы. И ни в коем случае не забывать об MVP (minimum viable product – минимально жизнеспособный продукт — Hubs): перед тем, как вкладывать все свои деньги в производство, стоит проверить на уровне одного изделия, нужно ли оно рынку. Если все хорошо, тогда можно и начинать промышленный выпуск.

На этом этапе можно активно думать о создании команды, если она ещё не собрана. Идеальное время для этого — когда уже сформировано видение, ясна решаемая проблема, проработаны шаги на рынок и прочее. В команду надо брать людей, когда уже есть какие-то свои наработки, когда ясно, зачем нужен тот иной сотрудник.

Вообще, у начинающего предпринимателя, из моего опыта, должно быть всё весьма четко прописано: описание продукта, описание бизнес-модели, должна быть короткая презентация проекта и — обязательно — файл Excel со всеми цифрами.

стартап, бизнес в Украине, МСБ

— Стоит ли рассчитывать на инвестиции со стороны или лучше обходиться своими средствами при запуске бизнеса?

— Я имею опыт запуска бизнеса без сторонних инвестиций. Большинство моих проектов запущено с минимальным бюджетом. Ответ на этот вопрос зависит от самого бизнеса. Что-то можно запустить за 1000 грн, что-то — за миллион.

Инвестиции надо искать, когда уже есть понимание того, что без них ты не можешь работать дальше. По моему убеждению, запускать бизнес надо без привлечения инвестиций или же с минимальным объемом чужих средств.

Да и сейчас сильно не найти денег на открытие бизнеса. Есть $10000-$20000 у предпринимателей, отложенные средства, которые они готовы инвестировать в начало бизнеса. Суммы побольше найти гораздо сложнее.

— В свете упомянутого выше, зачем идти на конференцию Entrepreholic?

— На пятом мероприятии мы решили отказаться от рассказов о становлении торговой марки или бизнеса, от продвижения личного бренда спикера. Мы будем давать слушателям предметный инструментарий. Как строить бизнес, как продавать, как заполучить первого клиента, какие навыки в себе развивать — это все темы прикладных докладов.

Чтобы не быть голословной, приведу несколько примеров:

  • Сергей Кравец, Tickets.ua расскажет о выходе на рынки Америки и Европы;

  • Андрей Павликивский, Роман Зорий и Сергей Цюпко из HayDay будут рассказывать, как вообще запустить собственный бизнес;

  • Я, Анна Петрова, Startup Ukraine, буду рассказывать о навыках, которые бизнесмен должен в себе развивать, занимаясь бизнесом.

Деловой портал Hubs выступает информационным спонсором Пятой всеукраинской конференции по предпринимательству Entrepreholic!.

*

Top