Анна Пушкарь построила в Чернигове сеть студий детского развития и английского языка «РозУмка»

Анна Пушкарь, основатель сети «РозУмка»

Анна Пушкарь, основатель сети «РозУмка»

Hubs с интернет-магазином белья для беременных HotMam в рамках совместного проекта «Бизнес в декрете» каждый четверг публикует колонку героини. Анна Пушкарь — о создании сети детских центров.

Идея

У меня два высших образования – педагогическое и экономическое. Еще во время учебы начала работать в бизнес-структурах, строила карьеру в родном Чернигове. Была помощником директора, занималась внешнеэкономической деятельностью. О своем бизнесе мыслей не было.

С появлением долгожданного ребенка Тараса я стала вспоминать все, чему обучали в педагогическом университете, поднимать новейшие методики воспитания, развития ребенка. В какой-то момент знаний и материалов накопилось так много для одного ребенка, что возникла идея поделиться этим с другими детьми. Я пригласила в партнеры свою двоюродную сестру Юлию, педагога-филолога английского языка. Мы решили открыть детскую студию.

8 лет назад, когда мы начали запускать бизнес, не проводили никаких маркетинговых исследований, не отслеживали конкурентов, потому что в Чернигове подобных частных детских центров попросту не было. Если бы были, видимо, отвела бы Тараса на обучение и не подумала  открывать свой.

Чтобы правильно организовать работу центра, я много информации искала в интернете, общалась на тематических форумах, изучала опыт подобных детских центров других городов. Не могу сказать, что нашла какой-то центр, который бы меня вдохновил. Как раз наоборот. Отталкиваясь от чужого опыта и ошибок, я выстроила не совсем стандартную систему детского центра, свою собственную. Ездила на встречи с авторитетными педагогами – Леной Даниловой, которая натолкнула на многие мысли, Вячеславом Воскобовичем, чьи замечательные пособия используем в работе. Читала книги Лены Макаровой и с ней также встретилась, «взяла» подход к творческому развитию ребенка. Сестра Юлия училась у Валерии Мещеряковой по программе «Английский язык детям». Встретились мы со многими людьми, взяли за основу эти методики и продвигаем их в своем бизнесе.

Также ориентировалась на опыт нашей семьи. Моя мама – талантливый педагог, и даже в моем детстве она применяла некоторые методики раннего развития, новаторские пособия так, что я на своем опыте знала, как это работает. Например, кубики Никитиных и другие их пособия, задания на развитие логики, а не просто перенос школьного обучения на более ранний период.

В целом на сбор информации ушло примерно полгода. Девиз нашей студии: «Чем раньше, тем лучше!» И это касается не только развития ребенка и обучения языкам, но и наше кредо в бизнес-развитии. Нельзя долго топтаться на месте. Придумал что-то, решил — сразу же делай. Времени от идеи до реализации должно пройти минимум.

Построение сети центров

Арендовать помещение 8 лет назад было очень сложно. Либо цена была заоблачной, либо не хотели сдавать под такой «детский бизнес», не верили в нашу платежеспособность. Мы получили десятки отказов прежде чем нашли то, что более-менее подходило. Арендовали квартиру на 1-м этаже, сделали косметический ремонт. Мебель купили частично на распродаже, частично принесли свою. Мы не одалживали денег. Взяли из семейных накоплений приблизительно $1000. Сотрудников не нанимали, работали сами. То есть получился достаточно бюджетный вариант запуска бизнеса. Так появилась первая в Чернигове Студия детского развития «РозУмка».

Людей в центр привлекали, расклеивая листовки на досках объявлений соседних домов. Делали макеты и печатали сами. Для всего этого денег практически не потребовалось. Но реклама дала результат: к нам пришли первые клиенты и мы запустили первую группу. Это было обучение в основном деток 2-5 лет, которые жили, как правило, в соседних домах. Но приезжали и из других районов города. Так пришли мысли о других офисах. Позже мы разработали программы и для совсем младшего возраста – с 11 месяцев, стали добавлять дополнительные услуги. Практически сразу же нам понадобилась помощь штата педагогов, которых мы начали нанимать.

Благодаря тому, что вкладывали мы в большей мере время, нежели деньги, первую прибыль увидели очень быстро и направили ее на развитие: купили необходимые учебные пособия, улучшили условия для обучения.

Мы сумели создать спрос на наши педагогические услуги. Стояла очередь, группы быстро набирались. Даже сейчас в группы с удобным временем есть очереди. Стоимость обучения была доступной – 100 гривен в месяц за два 60-минутных занятия в неделю. К нам приходили детки, допустим, в возрасте 2 лет, и дохаживали аж до выпуска перед школой, потому что мы составляли программу, интересную для всех возрастов. А идя в школу, детки продолжали к нам приходить на изучение английского языка. Так мы смогли удержать клиентов.

Через полтора года мы начали расширяться. Сначала переехали из квартиры в помещение нежилого фонда, оборудовали его целиком под потребности детей. Мы не делаем акцент на яркости и насыщенности стен в рабочих комнатах. Во время работы используется столько материалов, пособий, игрушек, что очень яркие плакаты, роспись, коллажи на стенах только отвлекают. Поэтому наши принципы в организации помещений – лаконизм и чистота.

Позже начали открывать новые филиалы по всему городу. За 8 лет мы открыли 7 филиалов в каждом районе города и сейчас работаем над открытием еще одного. При открытии офиса в новом районе до сих пор лучше всего работает реклама «в каждый дом».

Строить и держать сеть, поддерживать качество своей марки в каждом районе очень тяжело. Думаю, что было бы легче иметь один центр и его контролировать. Но мы постарались охватить клиентов из разных районов. Мы не ставим себе в планы открывать как можно больше филиалов, хотя нас очень приглашают в районы Черниговской области. Сейчас задача №1 – улучшать условия в действующих филиалах.

Сейчас я могу сказать, что «РозУмка» — успешный и прибыльный бизнес. Мы – самый крупный детский центр Чернигова. Купили собственное помещение, автопарк из трех автомобилей, в том числе специального полугрузового для перевозки пособий и материалов, которых у нас теперь очень много. Сотни детей и взрослых прошли за эти годы обучение в «РозУмке» –  благодаря творческому коллективу в составе чуть более 30 человек, без учета технического персонала.

В 2013-1014 году прибыль выросла примерно на 25%. Сейчас выручка осталась на прежнем уровне, но в нынешней экономической ситуации, думаю, это тоже  – достижение. Удержать позиции, обслуживать все свои обязательства, поднять зарплаты сотрудникам, не потерять клиентов, остаться лидером на рынке. В 2015 году планируем запустить новый филиал, улучшить социальное обеспечение сотрудников.

Особенности бизнеса в регионе

Мне часто приходится общаться с руководителями центров из крупных городов, и я делаю вывод, что разница есть. Нужно учитывать, что уровень жизни в региональных городах ниже, несколько отличаются запросы. Преимущества регионального бизнеса – потрясающий эффект «сарафанного радио», все друг друга знают. Если ты хорошо работаешь, то клиенты сами тебя найдут по рекомендации друзей. Поэтому всегда надо выдерживать качество.

В небольшом городе надо особенно правильно подбирать размещение помещений. Также наша особенность и конкурентное преимущество – распределение детей в группах во возрасту, по уровню знаний. Опять же, поскольку в городке все друг друга знают, нам надо грамотно выстраивать такие нюансы, чтобы не терять клиентов, а сохранить их у нас как можно дольше и предложить больший спектр возможностей. Например, мы смогли расширить охват клиентов с детьми в возрасте от 11 месяцев до взрослых любого возраста, кто хочет изучать английский язык, даже есть корпоративные клиенты – крупные фирмы нашего города.

Мы не жалеем средств на закупку пособий и материалов. Это тоже позитивно влияет на клиентов – они видят, что мы стараемся предложить качественный продукт для деток. Вроде бы мелочь, но это важно.

В 2013 году мы первыми в Чернигове смогли лицензировать свой педагогический бизнес, а позже запатентовали торговую марку «РозУмка»®. Оказалось, что наличие лицензии и зарегистрированной торговой марки – серьезные аргументы для наших родителей.

В регионе легче, чем в городе-миллионнике, быть на слуху. Стараемся присутствовать компанией во всех значимых мероприятиях в нашем городе – как общегородских фестивалях, так и детских олимпиадах. Получаем косвенную рекламу, но она точно работает и добавляет нам узнаваемости.

Секрет успеха

Успех педагогического бизнеса напрямую зависит от профессионализма преподавателей. Но бизнес держится не на личности каждого отдельного педагога, а на системе обучения и подхода к деткам и взрослым. На этом делаем акцент в каждом своем шаге.

Но сотрудников, конечно, подбираем очень жестко и качественно. Иногда конкурс на свободную вакансию у нас в студии составляет 20 человек на место. За 8 лет работы составили приблизительный план собеседования и тестирования претендентов. Профильное образование обязательно, а вот опыт работы  не считаем принципиально важным. Если человек яркий, с большим желанием работать и учиться – то есть шанс попасть и без опыта работы. Всех новеньких всегда обучаем перед тем, как допускать к непосредственной работе.

Секрет – если это можно назвать секретом – жесткая дисциплина по отношению и к себе, и к коллегам.

Бизнес-совет

Не ждите – действуйте.
Начинайте с малого, с нескольких клиентов.
Избегайте кредитов.

Анна Пушкарь — о материнстве

*

Top