С 17 августа
17 августа 2021 года вступил в силу приказ Министерства инфраструктуры Украины об изменениях тарифов на грузовые перевозки на железнодорожном транспорте в два этапа, сообщает пресс-служба министерства в Фейсбук.
Отмечается, что на первом этапе, который начался 17 августа, предусматривается установление тарифа для грузов внеклассной группы на уровне грузов 1-го тарифного класса, а также повышение на 8% тарифов на перевозку грузов 1-го и 2-го классов. Также вырастет на 51,8% тариф на холостой пробег грузовых вагонов.
На втором этапе — с 1 января 2022 года — предусматривается повышение тарифа на 20,4% для грузов 1-го класса и на 6,5% для 2-го класса.
В министерстве отмечают, что долгое время на рынке наблюдалось значительное искривление в тарифной политике, поэтому перевозки одних грузов были в разы дороже, чем перевозки других, при том что себестоимость их перевозок могла быть одинаковой.
Так, например тариф на перевозку товаров I класса, куда относят железную руду и уголь, является одним из самых низких — в том числе и за перевозку зерна. Притом, что именно и класс является лидером в общем объеме перевозок в Украине. На это искажение неоднократно обращала внимание Госаудитслужба. По их расчетам, отсутствие унификации коэффициентов в Сборнике тарифов привело к тому, что АО «Укрзализныця» за последние годы потеряло доходы на сумму 17,6 млрд грн.
Следовательно, новые правила помогут достичь безубыточного уровня перевозки грузов внеклассной группы и 1-го тарифного класса уже в 2021 году и частично приблизить его к уровню 2-го тарифного класса.
В Мининфраструктуры добавляют, что в течение нескольких лет расходы Укрзализныци росли более быстрыми темпами, чем индексировались тарифы.
«В последние годы, кроме социальных перевозок, Укрзализныця спонсировала также и крупный бизнес, потому как осуществляла перевозки сырья по максимально низким тарифам. В конце концов, мы получили ситуацию, где на фоне инфляции, роста индекса цен производителей промышленной продукции тарифы для рынка не просто не менялись — а становились даже меньше», — акцентируют в министерстве.
В частности, динамику уменьшения тарифов можно проанализировать путем сравнения изменения доли тарифа в цене продукции. Например, если в 2015-2019 годах доля тарифа в средней цене 1 тонны руды составляла 6-7%, то уже в 2021 году она упала в два раза — до 2-3%. Похожая ситуация и с зерном, где доля тарифов снизилась с 6-8% в 2013-2014 годах до 3-4% в 2020-2021 годах.
Как сообщалось, ранее министр инфраструктуры Украины Александр Кубраков назвал повышение тарифов на грузовые перевозки на железной дороге одной из приоритетных задач для нового временно исполняющего обязанности главы Укрзализныци.