Стартап-производитель электрокаров Rivian оценивают в $25 млрд

Он не выпустил ни одного авто

Американская стартап-компания Rivian, которая собирается производить электрические внедорожники, готовится закрыть новый раунд инвестиций. По данным Bloomberg, оценка стартапа вырастет до $25 млрд., пишет Ain.ua.

Для сравнения, порядка $33 млрд стоит компания Ford. Разница лишь в том, что Ford выпускает ежегодно миллионы автомобилей и продает их по всему миру. Rivian пока не выпустил ни одной машины, а весь модельный ряд и вовсе состоит из двух. Эксперты согласны, что столь высокая оценка благодаря двум факторам: бум на электромобили и высокие шансы потягаться с лидером рынка — Tesla. Последняя и вовсе имеет заоблачную капитализацию — почти $800 млрд.

Официальной датой основания Rivian значится 2009 год, хотя о самом стартапе заговорили лишь в 2018 году, когда показали первый автомобиль бренда со скромным названием R1T. На тот момент у Rivian уже был раунд на $200 млн. За два года R1T так и не вышел в серийное производство, но компания представила проект еще одного внедорожника с не менее сдержанным названием — S1T.

Основал Rivian молодой человек по имени Роберт Джозеф Скэриндж или как его называют — R.J (Эр Джей). Скэриндж еще с детства мечтал основать свою автомобильную компанию и, в отличие от многих сверстников, свою идею не оставил: все его обучение крутилось вокруг инженерии. Свой вклад сделало MIT: изучая автомобильную индустрию он увидел целую стопку проблем, которые создавали машины — выбросы в атмосферу, влияние на климат и т.д.

Выпустившись из MIT в 2009-ом он точно знал, что хочет делать не просто машины, а экологически чистый транспорт. Так и родилась идея Rivian. Внедорожники тоже появились не зря: Скэриндж любит природу и хотел сделать автомобиль с высокой проходимостью.

Rivian поражает умением привлекать финансирование. За время существования инвесторы вложили в проект более $5,6 млрд.

Наиболее примечательные инвестиции в Rivian — от Amazon. Крупнейший e-commerce в США инвестировал не только в потенциально успешный стартап, но и будущего партнера. Специально для Amazon проект Rivian создаст электрический фургон. Это сделает Amazon более экологически чистой компанией, а для Rivian — огромный заказ. К 2022 году на дороги Штатов должно выехать уже 10 000 фургонов, а к 2030-у — порядка 100 000 единиц.

Инвестиции Ford и Cox Automotive не менее важны. Партнерство с Ford позволит разделить зоны ответственности: Rivian делает платформу, Ford — кузов и внутреннюю отделку. В разработке также проект люксового внедорожника в партнерстве с брендом Lincoln. Cox Automotive поможет с сервисом.

Если новый раунд подтвердится, оценка Rivian вырастет до $25 млрд, что почти столько же, сколько и капитализация Ford ($33 млрд) и всего в два раза меньше, чем у General Motors (около $60 млрд).

Пока в арсенале Rivian два электрических внедорожника:

  • R1T — электрический пикап по цене от $67 500. На выбор сейчас предлагается два варианта объема батареи с запасом хода от 500 км до почти 700 км. Разгон до сотни в топовой комплектации — около 3-х секунд.
  • S1T — электрический внедорожник по цене от $70 000, на выбор сейчас лишь один объем батареи с запасом хода в 500 км. Разгон до сотни — также около 3-х секунд.

Каждый из автомобилей оснащен всем необходимым для внедорожной езды, вроде высокого клиренса, пневматической подвески, прочной рамы и тд. Для любителей активного отдыха — огромные багажники и места для хранения вещей. В Rivian заявляют, что автомобили отлично подходят для активного отдыха.

Собирать автомобили будут в США. Rivian за $16 млн выкупила старый простаивающий завод компании Mitsubishi в городе Нормал, штат Иллинойс. Местные власти сразу же предложили помощь взамен на создание рабочих мест (когда завод закрылся, около 1000 людей остались без работы). В реновацию помещения Скэриндж инвестировал $750 млн.

Компания также планирует создавать свою инфраструктуру электрозаправок, как Supercharger у Tesla. Но подробной информации об этом нет.

Сейчас в компании работает более 3000 человек, часть из них — в четырех исследовательских центрах по всему миру.

Несмотря на красивую историю, огромные запасы наличности и сильных партнеров, риски остаются.

  • Например, срыв сроков. В интервью Forbes в начале 2020 года Скэриндж утверждал, что уже в 2021 году компания поставит на рынок 20 000 автомобилей и удвоит это количество в 2022-ом. На момент подготовки материала ближайшая дата для заказа автомобиля на сайте Rivian — февраль 2022 года. Tesla, к которой апеллируют все производители, в 2020-ом продала полмиллиона машин.
  • Вторая причина для переживания — конкуренция. Во-первых, свой внедорожник будет и у Tesla. Если все пойдет по плану, в том же 2022-ом Илон Маск выпустит более доступный Cybertruck. На рынке уже есть EQC от Mercedes-Benz, e-tron от Audi и другие. Кроме того, свои машины делают и другие новосозданные производители — Fisker Inc, Lucid Motors и другие. В планах многих автомобильных брендов — электрификация своих линеек авто в следующие пару лет.

В конце концов, пока ни один производитель электрокаров так и не сумел наладить полноценное большое серийное производство, кроме Tesla. А пример стартапа Nikola показывает, что даже объем доступных средств не всегда важен.

Как сообщалось ранее, стартап Rivian отложил выпуск электрокаров.

*

Top