Россия по запасам золота в международных резервах - почти 1095 т - обогнала Китай и вышла на шестое место в мире
Как пишет «Коммерсант», снижая риски возможных ограничений на операции с активами, номинированными в долларах и евро, ЦБ параллельно сокращает долю этих валют в своих резервах.
По данным World Gold Council (WGC), по итогам второго квартала Россия вышла на шестое место в мире по запасам золота в резервах. На конец июня объем золота составил 1094,7 т, увеличившись за отчетный период на 54 т. Это максимальный квартальный прирост с конца 2009 года и второй — за всю историю наблюдений. В результате Россия смогла потеснить Китай, запасы золота у которого остались на уровне прошлого квартала — 1054,1 т.
Банк России остается одним из немногих центральных банков, который продолжает наращивать золото в своих резервах. По данным WGC, ЦБ Казахстана увеличил за полугодие вложения на 12 т — до 155,8 т. Небольшое увеличение запасов золота было отмечено у Мексики и Филиппин, ЦБ которых приобрели 0,2 т и 0,8 т соответственно. В это время центробанки развитых стран — США, Италии, Франции, Испании — сохранили золотые запасы без изменений. Германия продала за полугодие лишь 2,9 т, запасы золота у Бундесбанка остаются вторыми (после США) в мире — 3380 т.
Благодаря своим защитным свойствам золото используется центральными банками многих стран для диверсификации резервов, отмечает главный экономист Дойче-банка Ярослав Лисоволик. Это повышает устойчивость структуры валютных резервов.
«То, что Россия активизировала процесс диверсификации, отражает тот факт, что довольно высокую долю в резервах занимали доллар и евро, тогда как доля золота оставалась низкой»,- отмечает Лисоволик.
По данным Банка России, на 1 июля доля золота в международных резервах России занимала всего 9,7%. Между тем среднее значение доли золота в резервах крупнейших стран превышает 25%, а у ведущих западных стран — 65-72%.
Необходимость диверсифицировать международные резервы стала очевидна в конце первого квартала в связи с ростом геополитической напряженности в отношениях между ЕС, США и РФ из-за ситуации в Украине.
«Из-за геополитического обострения ЦБ занялся активным перераспределением валютных резервов, замещая казначейские облигации США золотом», — отмечает главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова.
По словам главного аналитика Промсвязьбанка Игоря Нуждина, при локальных валютных рисках, например, рисках замораживания каких-либо активов ЦБ в долларах или евро, золото или иные валюты выглядят предпочтительнее.
«В случае ухудшения отношений с развитыми странами из-за ситуации в Украине может сложиться ситуация, когда использование долларов и евро может быть либо ограничено, либо затруднено», — соглашается директор департамента стратегических инвестиций ГК «Регион» Валерий Пятницев.
По данным ЦБ, доля иностранной валюты в резервах (в основном доллар и евро) сократилась до 87,5% (снижение за квартал на 0,5 процентного пункта и на 2,5 процентного пункта за полугодие).
Впрочем, по мнению опрошенных аналитиков, ЦБ не может наращивать долю золота в резервах неограниченно.
«Центральный банк не может держать значительную часть запасов в золоте, поскольку этот металл менее ликвиден, чем активы, номинированные в долларах и евро. А значит, в случае необходимости быстро избавиться от него, без существенного падения стоимости, не получится», — отмечает Наталья Орлова.
К тому же не стоит забывать, что в последние годы цена золота демонстрировала довольно высокую волатильность, что может негативно сказаться на оценке всего портфеля, отмечает Ярослав Лисоволик.
В таких условиях ЦБ может активнее начать поиск альтернативных инвестиций.
По словам Валерия Пятницева, большая часть резервов должна оставаться в валютах тех стран, с которыми у России ведется международная торговля.
«В противном случае международная торговля будет ограничена из-за отсутствия ликвидности резервов», — отмечает Пятницев.
По мнению участников рынка, в дальнейшем регулятор может увеличивать долю азиатских валют, в первую очередь это китайский юань и японская иена. Этот процесс будет набирать темп по мере увеличения товарооборота с этим регионом, а также в связи со снятием ограничений на оборот китайским юанем, отмечает Лисоволик.
«Китай уже приступил к процессу снятия ограничений на оборот валюты, а также заключаются договоренности по валютным оборотам с Россией. Растет и экономический смысл хранить резервы в таких валютах», — резюмировал Лисоволик.