Проект бюджета нереалистичный

 Бюджет написан для МВФ, доходы от инфляции и девальвации, ВВП на погашения долга и субсидии

Проектом закона правительство предлагает увеличить доходы государственного бюджета на 4.7% до 498.2 млрд. грн, а расходы — на 6,7% до 563.2 млрд. грн. При этом дефицит по отношению к ВВП должен вырасти с 3.7% до 4.1%. Предельный объем государственного долга предлагают увеличить на 18.6%. Правительство призывает Раду поддержать изменения в бюджет, ссылаясь на необходимость выполнения требований МВФ, и рассчитывает, что парламент проголосует за изменения на внеочередном пленарном заседании 25 февраля. Об этот  говорится на «Цена государства» (поддерживает центр CASE Украина).

Изменения в бюджет частично обусловлены требованиями МВФ

Изменения, которые предлагаются внести в Закон «О бюджет на 2015» могут быть привязана к требованиям МВФ. В частности это касается сокращения трансфертов НБУ в бюджет, трансфертов Пенсионному фонду. Кроме того, правительство планирует сэкономить на реформе образования 300 млн гривен. В то же время, растут расходы на льготы и субсидии ЖКХ, что связано с намерением увеличить тарифы.

Основной источник дополнительных доходов — инфляция и девальвация

Согласно правительственной инициативе план доходов государственного бюджета-2015 возрастает до 498.2 млрд. грн или на 37%. Основные факторы, которые должны увеличить доходы бюджета-2015, — инфляция и девальвация национальной валюты. Таким образом, правительство планирует получить дополнительные доходы от НДС, ввозной пошлины, поступления от правительств зарубежных стран, консульского сбора, платы за пользование недрами, рентной платы за транспортировку нефти. Однако план доходов завышен и иногда не согласуется даже с прогнозируемыми макроэкономическими показателями. Так, например, прогнозируется почти двойное увеличение средневзвешенного курса обмена валют с 11,9 грн./$ в 2014 году до 21,7 грн./$ в 2015 году. Даже при таком курсе валют следовало бы ожидать значительного сокращения импорта. В то же время падение НДС в долларовом измерении планируется всего на 14%.

Дополнительные ресурсы правительство планирует направить на обслуживание долга и субсидии ЖКХ

Вместо ожидаемого сокращения расходов государственного бюджета-2015 правительство предлагает их увеличить темпами, что даже превышают рост доходов — до 563,2 млрд грн. Более половины увеличения расходов вызвано девальвацией национальной валюты (+21,5 млрд грн. на обслуживание государственного долга и обязательств по предоставленным государственным гарантиям, реализация программ помощи от ЕС). Еще треть — ожидаемое повышение тарифов для населения (+12.5 млрд грн.) и помощь переселенцам из зоны проведения АТО (+2.9 млрд грн.). К этому были добавлены расходы, не имеющие достаточного экономического обоснования: кредиты АПК, зарплата шахтерам, увеличение ассигнований на лекарства.

Наряду с этим правительство берет на себя дополнительные скрытые обязательства

Кроме увеличения прямых расходов, правительство также увеличил свои неявные обязательства и ввел ряд механизмов ручного управления. Во-первых, это государственные гарантии на создание стабилизационного энергетического фонда в 21 млрд грн. Этот фонд должен быть создан за счет гарантий, предоставляемых правительством США на выпускаемые Украиной еврооблигации. До сих правительство не представило даже концепции функционирования этого фонда. Его цель, порядок управления и функционирования неизвестны. Во-вторых, правительство в очередной раз манипулирует финансами местных бюджетов. Так, для расчета объема субвенций на подготовку рабочих кадров предлагают использовать финансовый норматив бюджетной обеспеченности на 1 января 2014 года. Таким образом Кабмин под видом заботы о беженцах получает полномочия корректировать трансферты местным бюджетам. Ручное управление вполне может на некоторое время сдержать расходы. Однако, как показывает практика, такое сокращение иллюзорное. Так, например, нехватка средств на местном уровне в 2014 привел к накоплению долгов по заработной плате в секторе образования и здравоохранения. В конце концов, в ноябре 2014 власть была вынуждена внести изменения в Государственный бюджет и увеличить межбюджетные трансферты. И в результате, сокращать расходы на инфраструктуру удается до первой аварии. В-третьих, правительство не объяснило за счет чего должен сократиться дефицит Пенсионного фонда на 3.98 млрд. грн. Ранее правительство намекало на изменение порядка взимания ЕСВ, однако сейчас в парламенте даже нет соответствующего законопроекта.

Выводы и прогнозы

Бюджет-2015 не стал реалистичным. Оценка доходов завышена. Кроме того, запланированы расходы недооценены и не покрывают всех потребностей. Настоящий дефицит бюджета превышает 10% ВВП (учитывая квазифискальные расходы, недовыполнение по доходам и скрытые расходы). Хотя правительство встроило в бюджет ряд положений, позволяющих изменять бюджет в ручном режиме, очевидно это далеко не последний пересмотр бюджета в этом году. — прогнозируют эксперты.

*

Top