Bell UH-1 Iroquois
В польских средствах массовой информации появилось сообщение, опровергающее информацию Укроборонпрома о договоренностях с американской стороной о сборке на Одесском авиационном заводе вертолётов UH-1 «Ирокез» по лицензии американской компании Bell Textron.
В частности, польское интернет-издание Zbiam.pl сообщает, что американский производитель вертолетов «Bell Textron заявил редакции, что не выдавал концерну «Укроборонпром» или другому хозяйствующему субъекту в Украине лицензию на производство вертолётов UH-1 Iroquois».
Как сообщалось, гендиректор госконцерна «Укроборонпром», в который входит Одесский авиаззавод, Юрий Гусев заявил недавно, будучи на этом предприятии, о грандиозных планах собрать первый американский вертолет UH-1 «Ирокез» по лицензии американской компании Bell Textron в Одессе уже к 24 августа — 30-летию независимости Украины.
«В компании Bell Textron же заявили, что ни «Укроборонпром», ни другое украинское предприятие не обращалось к компании за получением лицензии на производство таких вертолетов», — утверждает польское издание.
«При этом американский производитель подчеркивает, что готов поддержать украинские усилия по модернизации винтокрылого парка. Однако он должен быть основан на процедурах правительства США, то есть, среди прочего, запуск процесса FMS (Foreign Military Sale) путем отправки официального письма-запроса», — говорится в сообщении.
В Bell добавили, что на данный момент они на экспорт предлагают не базовую версию вертолета UH-1 Iroquois, а последнюю модификацию UH-1Y Venom.
В «Укроборонпроме», прочитав польское сообщение, настаивают, что договоренность с американцами относительно крупноузловой сборки вертолетов «Ирокез» Bell UH-1 Iroquois («Ирокез») на Одесском авиационном заводе таки существует.
Как сообщили в пресс-службе государственного концерна, переговоры с неназванной американской компанией продолжаются уже несколько лет.
Еще в 2017 году между «Укроборонпромом» и американской стороной был подписан меморандум об организации производства на территории Украины. Позднее Одесский авиазавод заключил соответствующий генеральный договор с американскими партнерами.
«Уверен, что с новой командой концерна мы, наконец, сможем реализовать этот проект, — цитирует пресс-служба директора ОАЗ Виталия Юхачева. — Дорожную карту презентуем руководству концерна в ближайшее время».
По его словам, речь идет о транспортно-пассажирском вертолете среднего класса, экипаж которого состоит из двух человек. Он способен вместить до 13 пассажиров (под это описание подходят вертолеты Bell 202/204/212/214). Его можно использовать как транспортный, пожарный, спасательный, санитарный и так далее.
«Этот проект является инвестиционным, таким образом, привлечение средств из государственного бюджета на этом этапе не предусматривается. Кроме того, сборку вертолётов планируется в будущем локализовать, то есть использовать комплектующие украинского производства», — отмечают в «Укроборонпроме».
Виктор Юхачев утверждает, что его предприятие способно изготовить вертолет-демонстратор уже ко Дню независимости Украины.
«Вместе с тем соглашение о неразглашении информации не позволяет ни одной из сторон сообщать детали существующих договоренностей», — заявляют в концерне.