В качестве примера был взят «Укроборонпром»
НАПК представило исследование о коррупционных рисках на государственных предприятиях на примере «Укроборонпрома». С исследованием «ТОП-15 коррупционных рисков в управлении предприятиями государственного концерна (ГК) «Укроборонпром» ознакомил директор Департамента предупреждения и выявления коррупции НАПК Сергей Деркач, сообщает пресс-служба НАПК.
Представляя ТОП-15 коррупционных рисков в государственных компаниях, он отметил, что «Укроборонпром» является крупнейшим концерном по поставке новейшего вооружения и услуг по ремонту военной техники для ВСУ, а соответственно удачным примером для исследования антикоррупционных рисков на этом предприятии.
«В концерн входят 118 предприятий в самолето-, судостроительной, бронетранспортной, радиолокационной и других отраслях. Это предприятие занимается как импортом, так и экспортом вооружения, военной техники, конструкторской и научно-исследовательской деятельностью в оборонно-промышленном комплексе. Поэтому важно, чтобы управление таким концерном было качественно внедрено в части предупреждения коррупции», — сказал Деркач.
По его словам, непрозрачная и политически неэффективная система управления ГК «Укроборонпром» привела к тому, что компании концерна теряли свое имущество, производственные мощности, земли. Это приводило к кредитной задолженности государственных предприятий и абсолютной убыточности некоторых из них.
Согласно комплексному анализу, к ТОП-15 коррупционных рисков в управлении предприятиями государственного концерна (ГК) «Укроборонпром» относятся:
- Заключение убыточных для оборонного завода соглашений;
- Дискреция концерна «Укроборонпром» относительно создания предприятий за пределами ОПК;
- Политическое влияние на органы управления ГК «Укроборонпром»;
- Назначение политически зависимых членов наблюдательных советов в подчиненных обществах ГК «Укроборонпром»;
- Аренда оборонным заводом частного имущества у своего руководства;
- Отчуждение имущества оборонных компаний во время санации;
- Самовольное строительство на территории оборонного завода;
- Уплата земельных платежей государственным предприятием вместо частного;
- Аренда имущества предприятий «Укроборонпрома» на невыгодных условиях;
- Бесплатная передача конструкторской документации;
- Утрата (расход) военной техники и запчастей;
- Утрата (расход) основных средств производства;
- Отчуждение незарегистрированной земли под зданиями предприятий ОПК;
- Заключение договоров о долевом участии в капитальном строительстве на невыгодных условиях;
- Содействие теневому использованию недвижимого имущества.
Деркач считает, что на примере ГК «Укроборонпром» следует внедрять положительные изменения для устранения коррупционных рисков на всех государственных предприятиях.
«Выявленные в этом концерне риски могут быть указателем для правительства, парламента. Коррупционные риски, которые были выявлены в «Укроборонпроме», присущи всем государственным предприятиям, и, возможно, станут дорожной картой для формирования политики, плана мероприятий по минимизации коррупционных рисков на всех государственных предприятиях», — подчеркнул представитель НАПК.
В комплексном анализе «ТОП-15 коррупционных рисков в управлении предприятиями государственного концерна (ГК) «Укроборонпром» и пути их преодоления» детально рассказывается о действующих коррупционных схемах на государственных предприятиях и как на примере концерна внедрять положительные изменения для устранения коррупционных рисков.
Напомним, ранее Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАПК) презентовало работу нового информационного портала выявления коррупционных рисков.