Предприятия не могут закупить оборудование и начать работу из-за отсутствия обещанных льгот
Деревообработчики уже полгода ждут, пока украинский парламент освободит их от уплаты НДС и пошлины на импорт основных видов деревообрабатывающего оборудования: станков для обработки древесины, сушек, прессов для древесностружечных и древесноволокнистых плит. Без этого они не могут закупить высокотехнологичное оборудование и запустить производство.
Во вторник, 22 декабря, в повестке дня ВР были два законопроекта, которые должны были решить эти проблемы. Это №2617 от 09.04.2015 г. «О внесении изменений в раздел ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины (относительно особенностей налогообложения операций по ввозу на таможенную территорию Украины и поставке на таможенной территории Украины деревообрабатывающего оборудования)» и №2618 от 09.04.2015 г. «О внесении изменений в раздел ХХ «Заключительные и переходные положения» Таможенного кодекса Украины (относительно особенностей налогообложения ввозной пошлиной деревообрабатывающего оборудования)».
Однако эти документы так и не рассмотрели, поскольку депутаты увязли в околоконституционных спорах, а фракция «Самопомощь» заблокировала на полдня трибуну, требуя назначить досрочные выборы мэра в Кривом Рогу, чтобы сместить с этой должности Юрия Вилкула.
Зачем нужны льготы
В то же время авторы законопроектов – народные депутаты от разных фракций – по-прежнему настаивают на том, что рано или поздно их все-таки надо принять. Как пояснил один из авторов, нардеп Остап Еднак, оба упомянутых законопроекта – это дополнение к десятилетнему запрету на экспорт необработанной древесины, который в полную силу начнет действовать с 2017 г.
Оба упомянутые законопроекта должны на 2 года облегчить и удешевить ввоз в Украину деревообрабатывающего оборудования, чтобы деревообработчики могли наладить свое производство до того момента, как начнет действовать запрет на экспорт их сырья. Это может дать стимул для развития и модернизации деревоперерабатывающих предприятий и позволит нарастить собственные мощности. «Мы повысим конкурентоспособность наших деревообработчиков на внешних рынках, создадим дополнительные рабочие места и, конечно же, увеличим валютную выручку в долгосрочной перспективе», – утвреждает Остап Еднак.
Сами же деревообработчики уверяют, что ориентация участников рынка исключительно на экспорт лесосырья привела к тому, что закрылись многие региональные деревообрабатывающие предприятия, а инвесторы потеряли интерес к деревообработке. Ведь доход, который они здесь могут получить, «копеечный» по сравнению с тем, что можно выручить от реализации мебели и т.п.
Когда в 2017 году начнет действовать запрет на экспорт основного экспортируемого деревоматериала – соснового пиловочника, украинские деревообработчики получат доступ к дополнительному сырью, которое к тому же должно подешеветь. Но вот обрабатывать его будет нечем, потому что без обещанных льгот они ограничены в возможностях закупки оборудования для производства.
Участники рынка уже сейчас сообщают, что из-за неповоротливости народных депутатов у них срываются соответствующие контракты. «Многие украинские деревообработчики уже заказали оборудование. Я знаю о заказе от трех фабрик на сумму как минимум $1 млн. Лично у меня заказаны станки на EUR65 тыс. С НДС я их не «потяну», а процент при лизинге настолько высок, что можно сказать, что в стране нет лизинга: в гривне — 28%, в долларах — 16% годовых. Поскольку льготы все еще не ввели, мы просим производителей и поставщиков оборудования подождать. У наших европейских партнеров это вызывает смех», – рассказал Hubs владелец деревообрабатывающего предприятия, пожелавший остаться неназванным.
Кому это выгодно
В то же время некоторые эксперты считают, что финансовое положение украинских деревообработчиков оставляет желать лучшего. Поэтому льготами, предусмотренными в законопроектах, в большей степени могут воспользоваться крупные иностранные инвесторы, которые заинтересованы в высокопроизводительном импортном оборудовании.
Вместе с тем не стоит забывать об интересах украинских производителей оборудования, которым не выгоден льготный режим ввоза импортных аналогов. Хотя, как утверждают эксперты, это разные сегменты рынка. И крупные открывающиеся производства по деревообработке все равно будут ориентироваться на зарубежное машиностроение.
«Существуют отечественные аналоги оборудования, на которое планируется ввести налоговые льготы. Они в 10 и более раз дешевле, чем европейское оборудование, хотя и менее технологичны. При этом есть иностранные инвесторы, которые заинтересованы в строительстве производства в Украине, например, турецкие компании, которые до недавнего времени производили продукцию в России. Поскольку отношения между Россией и Турцией ухудшились, турецким деревообработчикам нужно искать другие рынки», – говорит Валерий Подкорытов, директор компании «Ванесса» (деревообрабатывающее предприятие).
Также есть предположения, что переквалифицироваться в деревообработчики могут и местные экспортеры круглого леса, которые с введением моратория на экспорт сырья фактически теряют бизнес.
Как рассказали Hubs участники рынка, в городах Кастополе и Саны Ровенской области сейчас уже строят две крупные пилорамы с объемом производства 300-500 тыс. единиц готовой продукции в год. Если верить деревообработчикам, строительство финансируется за счет средств иностранного инвестора. «Выкуплены площадки под строительство, помещения, подведены коммуникации, завозится оборудование», – информирует Валерий Подкорытов. Еще одно лесопильное предприятие строят в Коростыне Житомирской области. По словам деревообработчиков, в Коломые Ивано-Франковской области также есть компания, которая приобрела площадку и помещение, подвела необходимые коммуникации, но пока не завозит оборудование.
К сожалению, Hubs не удалось получить комментарий от этих предприятий. Некоторые деревообработчики объяснили этот отказ неуверенностью в завтрашнем дне. «Возможно, у них есть сомнения, что в 2017 году запрет на экспорт хвойных пород действительно начнет действовать. Кроме того, нужна стабильность в стране, возврат предприятиям НДС, недорогие кредитные ресурсы и т.д. Иначе из четырех крупных пилорам может построиться лишь одна», – считает директор предприятия «Цунами» Руслан Деречинский.
У таких опасений есть основания, поскольку европейские деревообработчики вовсе не заинтересованы в том, чтобы Украина перестала поставлять им свое сырье. Поэтому руководство этих стран вполне может «давить» на украинское правительство и парламент с тем, чтобы отменить мораторий на вывоз древесины.
Сегодня из Украины ежегодно вывозится около 3 млн куб м хвойного пиловочника. По оценкам деревообработчиков, четыре крупные лесопильные предприятия могут потреблять около 70% от этого объема экспорта.
В Ровенской области шведский инвестор открывает новый лесопильный завод
http://www.epravda.com.ua/rus/columns/2016/02/2/578599/