В Украине срок концессии растянут до 50 лет

Но неэффективного частного партнера смогут заменить

Новый законопроект о концессии открывает новые возможности для сотрудничества государства и бизнеса и обеспечит привлечение инвестиций в ряд секторов украинской экономики, — заявил заместитель министра экономического развития и торговли Украины Михаил Титарчук, комментируя необходимость принятия документа во втором чтении и в целом.

Напомним, накануне Верховная Рада Украины 240 голосами «за» приняла за основу инициированный Минэкономразвития законопроект №8125 «О концессиях».

«Принятие законопроекта является требованием времени, поскольку действующее законодательство в этой сфере работает неэффективно. Оно не обеспечивает баланса интересов и ответственности сторон концессии. Новый законопроект открывает новые возможности для сотрудничества государства и бизнеса и обеспечит привлечение инвестиций в социальную, транспортную, энергетическую, жилищно-коммунальную инфраструктуру, здравоохранение и предоставление нового качества услуг для нашего населения», — цитирует чиновника пресс-служба Минэкономразвития.

Проектом закона, в частности, предусмотрены:

— возможность применения концессии в любой сфере хозяйственной деятельности как на общегосударственном, так и на местном уровнях;

— прозрачная процедура инициирования и принятия решения о концессии и выбора концессионера;

— возможность замены неэффективного частного партнера;

— создание благоприятных условий для привлечения банковского финансирования;

— упрощение процедур выделения земельных участков для проектов концессии, и четкое регулирование права собственности на объект концессии;

— четкое определение прав и обязанностей сторон и контроль за выполнением со стороны государства.

Согласно законопроекту, срок концессии может составлять от 3 до 50 лет. Инициаторами концессии могут выступать органы государственной власти, осуществляющие управление объектами государственной собственности, органы местного самоуправления, государственные компании, а также сами потенциальные исполнители концессии (концессионеры).

В МЭРТе также уточняют, что концессионерами могут быть юридические лица (резиденты и нерезиденты), кроме резидентов государства-агрессора и других лиц, перечень которых аналогичен перечню определенном Законом Украины «О приватизации».

Прописано, что концессионер выбирается на концессионном конкурсе, который проходит в четыре этапа: 1) предварительный отбор претендентов; 2) представления конкурсных предложений участниками; 3) оценка конкурсных предложений и выбор победителя; 4) переговоры с победителем.

Согласно тексту законопроекта, в пределах концессии концессионеру предоставляются права на создание объекта концессии, управление объектом концессии, а также на предоставление общественно значимых услуг. Например, строительство и эксплуатация новых автомобильных дорог или развитие инфраструктуры морских портов на условиях концессии. Ему также передается большая часть операционного риска, включая риск спроса и риск предложения. В то же время концессионеру не гарантируется окупаемость его инвестиций со стороны государства. Концессионер преимущественно получает плату от пользователей объектами концессии (прямо или косвенно).

Тем не менее, документ предоставляет гарантии прав концессионера в следующих вопросах:

— иммунитет к изменениям законодательства (стабилизационные положения);

— возможность применения арбитража (в том числе международного) для решения хозяйственных споров;

— концессиядатель отвечает за подготовку полного пакета документов, необходимого для реализации проекта концессии;

— лицензии и разрешительные документы переходят от государства к концессионеру.

По словам Титарчука, обновленное концессионное законодательство якобы откроет новые возможности для привлечения инвестиций и будет способствовать воплощению масштабных проектов во всех регионах Украины, включая существенное улучшение ее инфраструктуры. В частности, чиновник привел пример, что за 2017 г. в странах ЕС заключены 40 соглашений концессии на сумму около 14 млрд евро. Для сравнения, Украине для полной модернизации ее существующей транспортной инфраструктуры необходимо 35 миллиардов долларов или жилищно-коммунальной инфраструктуры — $25 млрд.

Как известно, концессия — это самая распространенная форма государственно-частного партнерства (ГЧП). Концессия предполагает, что государство передает объекты, которыми она обладает, частному бизнесу в аренду с целью привлечения частных инвестиций для модернизации, создания новой инфраструктуры и предоставления качественных общественно значимых услуг.

Напомним также, ранее Президент Украины Петр Порошенко согласовал платные дороги.

*

Top