Что серьезно обострит конкуренцию за клиентов-физлиц
По разным оценкам, с начала 2016 года в Украине цены на расчетно-кассовое обслуживание (РКО) в банках увеличились как минимум на 10-15%. А стоимость платежного поручения на бумажном носителе для отправки денег — в среднем на 50%.
«В основном повысилась стоимость тех услуг, которые неавтоматизированы и требуют от банков дополнительных затрат, например, на оплату труда исполнителей операций, оборудование, расходных материалов и т.д. Следовательно, тарифы на онлайн-услуги, в частности Интернет-банкинг, значительно не повышались, так как не требуют постоянных материальных ресурсов», — комментирует ситуацию первый заместитель председателя правления ПАТ «Банк Михайловский» Виталий Шастун.
Что касается снятия наличности в банкоматах, то с начала года финучреждения увеличили плату за эту услугу в среднем на 2%. «Единственное изменение, которое произошло в наших тарифных пакетах, касается операций по снятию наличных средств субъектов хозяйствования. Хотя в данном случае речь идет, скорее, не о повышении цен, а об изменении логики тарификации операций по снятию наличных. По небольшим суммам операций тарифы у нас остались рыночными. Если же предприятие снимает значительную часть наличных – цены будут выше», — говорит начальник управления по работе с бизнес клиентами ПАО «Идея Банк» Александр Попов.
Подорожание коснулось даже ПИН-кодов. «Мы увеличили тариф за изменение ПИН-кода с 5 до 10 грн и на перевыпуск ПИН-конверта — с 15 до 30 грн», — призналась директор департамента развития розничного бизнеса АО «ТАСКОМБАНК» Людмила Зависляк.
Бесплатные услуги
Между тем, ряд услуг по РКО в банках все еще остаются бесплатными. Так, большинство финучреждений не взимает плату за открытие и закрытие текущих счетов, внутрибанковское пополнение собственных клиентских счетов, перечисление средств между собственными счетами, ежемесячные выписки по счету. В некоторых банках даже можно бесплатно открыть счет для формирования уставного фонда предприятия, а также безоплатно переоформить его в постоянный счет — после регистрации фирмы. Также ряд финучреждений не берет плату с пенсионеров, зарплатников и депозитных клиентов за снятие наличных.
Кроме того, в нескольких банках можно бесплатно перечислить деньги за коммунальные услуги. «За многие услуги по приему коммунальных платежей мы не берем денег с физических лиц, в том случае если у нас заключен договор с предприятием (на счет которого перечисляются деньги. – Ред.) на прием платежей», — говорит директор департамента розничного бизнеса «Ощадбанка» Валерия Малахова.
Причины подорожания
Оснований для роста цен на РКО несколько. «Это в первую очередь связано со снижением покупательной способности гривны и ростом цен на энергоносители, что опосредованно увеличивает расходы на операционную деятельность всех предприятий, в том числе банков», — считает директор департамента анализа банковского рынка Центра экономических исследований и прогнозирования «Финансовый пульс» Диляра Мустафаева.
Вторая причина связана с ростом уровня инфляции в стране. «За последнее время ощутимо выросла стоимость жизни, и естественно банки не могли не отреагировать на сложившуюся ситуацию, так как увеличились их накладные расходы. В первую очередь значительно подорожали электроэнергия, программное обеспечение, компьютерная техника, арендные и коммунальные платежи. К тому же из-за роста цен необходимо повышать зарплаты персоналу, что тоже подталкивает многие банки к увеличению тарифов на РКО», — заметил Виталий Шастун.
Третья причина состоит в том, что банки хотят как можно больше разгрузить свои отделения и подталкивают клиентов к переходу на дистанционное обслуживание. «Стремясь развивать дистанционные каналы обслуживания (интернет и мобильный банкинг, терминалы самообслуживания) и стимулировать клиентов выполнять простые платежи самостоятельно, банки намеренно повышают стоимость платежа или перевода в кассе или отделении, в сравнении с платежами интернет-банкинга. Если клиент выполняет платеж дистанционно, то это ему стоит гораздо дешевле или вообще бесплатно», — заявила директор департамента развития розничного бизнеса Креди Агриколь Банк Татьяна Шаповал.
Кроме того, сказывается низкий уровень кредитования, который приводит к снижению доходной части банков, а именно к сокращению процентных доходов. «Общая тенденция такова, что банки уменьшили процентные доходы, поэтому стараются больше зарабатывать на комиссиях. Отсюда рост стоимости РКО», — уверена аналитик ИК Adamant Capital Инна Звягинцева.
Приливы и отливы
Понятно, что потребители банковских услуг не испытывают радости по поводу роста цен на расчетно-кассовое обслуживание. «Повышение тарифов вызывает недовольство клиентов и может привести к их миграции в банки, которые устанавливают минимальные тарифы», — опасается Виталий Шастун. По его мнению, чтобы клиенты не перебежали в другое финучреждение, нужно им объяснять причины повышения тарифов и предупреждать о последствиях перехода в другой банк.
Интересно, что директор департамента развития корпоративного бизнеса Креди Агриколь Банка Алексей Ступак, наоборот, полон оптимизма. «Несмотря на повышение тарифов, мы видим постоянный приток клиентов», — утверждает банкир.
Падения не будет
Насчет того, как будут себя вести цены на РКО до конца этого года, у банкиров нет единого мнения. Так, Валерия Малахова уверена, что сейчас нет оснований для повышения тарифов. С ней солидарен и Александр Попов. «Те, кто планировал повысить тарифы, уже это сделали. В текущем году мы прогнозируем оживление кредитования на рынке. Кроме того, наблюдается снижение темпов инфляции. Таким образом, предпосылок для значительного роста тарифов пока нет», — пояснил он.
Правда, другие банкиры допускают иные сценарии развития событий. Например, по мнению Людмилы Зависляк, тарифы на РКО могут поменяться в любой момент. «В случае повышения цен по всему банковскому рынку число клиентов-пользователей РКО уменьшится. Тарифы на РКО могут не повышаться при условии, что банк может себе позволить быть более привлекательным на фоне конкурентов, либо сигналы рынка недостаточно убедительны для оперативного увеличения тарифов», — считают в ТАСКОМБАНКе.
Виталий Шастун убежден в том, что повышение или понижение стоимости расчетно-кассового обслуживания в этом году будет напрямую зависеть от финансово-экономической ситуации в Украине. «Если в нашей стране на протяжении текущего года будет наблюдаться положительная динамика в росте экономики, то банки начнут кредитовать, регистрировать все больше юридических лиц, клиенты массово пойдут в финучреждения и доверие к банковской системе восстановится. При данном сценарии, естественно, стоимость обслуживания будет снижаться», — рассуждает банкир. Правда, он предупреждает, что не стоит рассчитывать на значительное удешевление РКО в ближайшее время, так как «цены неэластичны в сторону понижения».
По словам Виталия Шастуна, если ситуация будет оставаться на сегодняшнем уровне, то банки будут и дальше перекрывать возрастающие издержки и повышать тарифы.
В «Креди Агриколь Банке» уверены, что в ряде финучреждений цены на расчетно-кассовое обслуживание еще будут повышаться. «Думаю, большинство надежных банков будет постепенно поднимать тарифы, связанные с ежедневными операциями. В то же время небольшие банки будут всячески стараться удержать текущих клиентов, в том числе соглашаясь не повышать цены», — говорит Алексей Ступак.
Конкуренция обострится
Понятно, что те банки, которые в будущем намерены значительно повышать цены на расчетно-кассовое обслуживание, рискуют потерять часть клиентов, в основном физических лиц. Юрлица еще несколько раз подумают, прежде чем менять банк. Ведь для предприятий переход в другое финучреждение влечет за собой определенные издержки, связанные с оформлением нового банковского счета, переподписанием и перерегистрацией ряда документов, погашением взятых кредитов и прочее.
«Если говорить о корпоративных клиентах, то они вряд ли будут переходить из одного банка в другой. Ведь такой вид РКО как клиент-банк слишком удобен, чтобы клиенты от него отказывались. В любом случае отвозить платежки в банк будет дороже и более затратно по времени. Что касается физлиц, то они действительно могут изменить предпочтения в сторону более удобного банка, который берет меньшие комиссию за услуги. То есть возможно обострение конкуренции банков за клиента», — заключает аналитик Инна Звягинцева.