При грамотном тарифообразовании поступления от транзита аммиака можно увеличить в три раза, – экс-менеджер УХТА

А пока экономическая политика государства разоряет ГП «Укрхимтрансаммиак»

Споры вокруг действующего тарифа на транспортировку аммиака в Украине ведутся уже более года. Например, представители созданного в феврале 2017 г. межфракционного депутатского объединения «Развитие трубопроводного транспорта как защита экономических интересов Украины и контроль внешней торговли» настаивают на том, что тариф несправедлив и занижен.Основной проблемой, но которой сосредоточили свои усилия депутаты объединения, являются, по их словам, «убийственные» для ГП «Укрхимтрансаммиак» (УХТА) кадровая политика и тарифообразование.Этим заявлениям, впрочем, оппонируют эксперты рынка которые называют ныне существующий тариф на транспортировку аммиака, адекватным, если не завышенным. А возможное повышение тарифа – губительным для экономики Украины.О нынешнем положении дел и перспективах стратегического госпредприятия рассуждает бывший замдиректора УХТА Виктор Полозов в публикации «Экономических известий» и в комментариях для Hubs – члены парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики.Ставки сделаныАммиакопровод «Тольятти-Одесса», украинским участком которого сегодня управляет УГП «Укрхимтрансаммиак», был введен в эксплуатацию в 1979 году и требует серьезной модернизации и капитального ремонта. Как говорит бывший замдиректора предприятия Виктор Полозов, проектный срок эксплуатации уникального даже в мировых масштабах аммиакопровода закончился более 10 лет назад, и сейчас труба продолжает «кое-как» функционировать только благодаря тому, что в советское время промышленные объекты проектировались с большим запасом прочности.При этом, по его словам, повышение рентной ставки до $2,4 за транспортировку тонны аммиака на 100 км, практически уничтожает аммиакопровод.«До марта 2015 года рента на транспортировку аммиака составляла $0,64/т/100 км. А с подачи народного депутата Александры Кужель, по непонятным и ничем не обоснованным причинам эту ставку подняли до $2,4/т/100км. При этом, в бюджете на 2017 год Минфин и вовсе настаивал на ренте $4,8/т/100км при тарифе $3,8/т/100км. И только благодаря вмешательству народных депутатов из парламентского Комитета по налоговой и таможенной политике удалось отстоять (именно отстоять) ставку на уровне $2,4 /тн на 100 км», – рассказывает Полозов. «В итоге, если до марта 2015 года предприятие имело на финансирование собственных нужд $3,16/т/100 км (разница между тарифом на прокачку аммиака $3,8 и предыдущей рентной ставкой в размере $0,64), то на сегодняшний день эта сумма составляет лишь $1,4/т/100 км! Вот такое практически тройное снижение финансирования технически устаревшего и потенциально опасного объекта», – возмущается он.В свою очередь глава подкомитета по вопросам налогообложения налогом на прибыль предприятий, бухгалтерского учета и по вопросам ценообразования Комитета ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики Александр Долженков ранее заявлял, что установление такой тарифной платы – это скорее политическое решение. Поскольку, по его словам, вопрос транспортировки аммиака технологически связан с одним предприятием – российским «Тольяттиазот». «Думаю, что и установление рентной ставки в размере $2,4/т/100 км – было политическим решением», – подчеркнул Александр Долженков.Тем не менее, продолжает Полозов, государство в лице Кабмина желает получать все больше денег от аммиакопровода. «Поэтому в 2016 году оно еще и размер отчислений по части чистой прибыли (ЧЧП) увеличило с 30% до 75%! Это в совокупности с отсутствием финансового плана приводит не только к невозможности проведения капремонтов трубы и к невозможности отложить заработанные, но неиспользованные (поскольку использовать их нельзя без финплана, который просто не утверждается) деньги на следующий год. Всё забирается в виде ЧЧП и налога на прибыль», – поясняет бывший замдиректора УХТА.Не финпланом единым?Отсутствие финплана – это отдельная история, говорит Полозов. «Уже три года предприятию не утверждают финплан, а это означает, что на аммиакапроводе, которому 38 лет, на котором и морально, и физически устарели и механические составляющие, и практически отсутствует автоматизация в управлении, контроле и безопасности, нет возможности проводить капремонты и замену узлов и агрегатов. Кстати, даже нормативно установленный механизм проведения таковых работ без финплана тоже не работает. КМУ просто не отвечает на обращения и не дает разрешения на их проведение. Таким образом, государство в лице МЭРТ и Кабмина практически убивают предприятие и вымывают все средства, необходимые для поддержания предприятия в рабочем и безопасном состоянии, для модернизации и развития», – возмущается он.С Полозовым соглашается и народный депутат, глава подкомитета по вопросам таможенного дела и усовершенствования Таможенного кодекса Украины Комитета ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики Татьяна Острикова. «Данное госпредприятие должно иметь прозрачный менеджмент и финансовый план на следующий год, утвержденный уже сейчас органом (МЭРТ – Ред.), в сферу управления которого входит это предприятие. В финплане должны отображаться доходы ГП «Укрхимтрансаммиак», их постоянные расходы (материально-техническое обеспечение, зарплаты и т.д.) и расходы развития. Только учитывая все эти показатели можно говорить про адекватную ставку за транзит аммиака», – уверена народный депутат. Тарифные парадоксыСуществующий тариф в размере $3,8 /т/100км, с моей точки зрения, абсолютно справедлив и устроил бы и заказчика («Тольяттиазот»), и УХТА, при условии введения ренты в размере $0,59/т/100 км, утверждении финплана на 2017 год, и снижении или отмены ЧЧП, как это сделал бы хороший хозяин при сегодняшнем техническом состоянии аммиакопровода, уверен Полозов.При этом, по его оценкам, тариф на прокачку аммиака для заказчиков из РФ должен составлять порядка 80% от стоимости перевозки их же аммиака по территории Украины железной дорогой. «Почему дешевле, чем железной дорогой? Потому что технологические затраты и, как следствие, себестоимость транспортировки аммиака по аммиакопроводу – ниже, чем железной дорогой, а валовый объем возможностей по транспортировке выше в 2,5-3 раза. Поэтому, если наше государство хочет зарабатывать больше на транзите аммиака, то нужно предложить заказчикам более низкий тариф, который одновременно с лихвой покрывает себестоимость, и даёт при этом возможность оттранспортировать в три раза больше аммиака. А значит – заработать в три раза больше денег в казну», – поясняет он.В целом, по мнению Полозова, в сфере тарифообразования сегодня сложилась парадоксальная ситуация. Так, в бюджете на 2017 год ВРУ приняла ренту на транспортировку нефти – 0,59 $/т/100 км; нефтепродуктов – 0,59$/т/100км; природного газа – 0.«Почему-то у нас народные депутаты решили не зарабатывать на тех предприятиях из РФ, которым мы оказываем услуги по транзиту нефти, нефтепродуктов и газа, зато решила практически похоронить транзит аммиака. Если говорить на языке цифр и доходов казны, то рента от транзита газа в 2014 году составила порядка 6 млрд. грн. – это в пять раз больше, нежели дает транзит аммиака. И при этом народные депутаты под лозунгом «Наполним бюджет!» с одной стороны повышают в четыре раза ренту на транзит аммиака, делая транзит аммиака трубой дороже, чем железной дорогой, а с другой – убирают ренту на транзит газа и тем самым, наоборот, снижая поступления в бюджет», – анализирует ситуацию бывший топ-менеджер госпредприятия.Вы чьих будете?Поэтому на всем этом фоне Полозов не понимает, чем обоснована позиция межфракционного депутатского объединения «Развитие трубопроводного транспорта как защита экономических интересов Украины и контроль внешней торговли».По словам бывшего замдиректора УХТА, для того, чтобы сделать что-либо для улучшения работы предприятия, нужно разбираться в том, что из себя представляет это сложное инженерное сооружение с технической точки зрения, понимать рынок аммиака, как он формируется и что на него влияет. По его мнению, ни один из депутатов объединения в этом не разбирается. «Напрашивается простой вопрос – а с какой в принципе целью была создана группа?», – продолжает он.При этом, Виктор Полозов уверен, что недавние заявления премьер-министра Украины Владимира Гройсмана о том, что надо менять менеджмент предприятия, и тогда «все будет хорошо» – это самый, что ни на есть популизм, о борьбе с которым премьер говорил при вступлении в должность.«Нужно дать работать менеджменту в нормальных экономических условиях, установить правила игры между государством, как собственником, и предприятием. Причем правила должны удовлетворять и предприятие, и государство, и заказчиков. И тогда уже говорить: справляется менеджмент предприятия с управлением аммиакопровода или нет», – резюмирует Виктор Полозов. 

к

*

Top