Почему нефть быстро упала в цене

Американские эксперты анализируют ситуацию на нефтяном рынке и дальнейшие тенденции ее развития

Авторитетное издание The Economist 15 января опубликовало статью «$20 is the new $40» — о том, почему цена на нефть так быстро упала в цене. Hubs предлагает перевод этой статьи.

Начиная с Нового года, цена на нефть удивила даже самых заядлых биржевых «медведей» (прогнозирующих падение цен), скакнув вниз на 18%. 12 января цена на нефть марки West Texas Intermediate (WTI) упала ниже $30 за баррель. Это самый низкий уровень с 2003 года. На следующий день начавшаяся гонка усугубилась новостями о том, что американские запасы сырой нефти и нефтепродуктов достигли 1,3 млрд баррелей — это также новый рекорд. Компании затаились. Компания BP на этой неделе объявила о значительном сокращении рабочих мест; а бразильская государственная Petrobras урезала объемы запланированных инвестиций.

Некоторые эксперты отмечают и другие факторы, кроме соотношения спрос/предложение, которое ускоряет темпы снижения цен. Например, специалисты банка Standard Chartered говорят, что цена на нефть может упасть до $10, пока игроки не признают, что дела зашли слишком далеко. Но это, скорее, догадки и предположения. Уровень неопределенности прогнозов таков, что американские контракты по поставкам на апрель, согласно официальным данным, варьируют цену в диапазоне от $25 до $56 за баррель.

Нил Аткинсон из Международного энергетического агентства (International Energy Agency, IEA), занимающегося прогнозированием, считает, что лоты на физическом рынке нефти будут снижаться, в частности, учитывая спрос, который был одним из немногих факторов, поддерживавших цены на нефть в прошлом году. Распродажа нефти по сниженным ценам в течение последних двух недель произошла одновременно с колебаниями китайской биржи и курса юаня, которые, по мнению некоторых инвесторов отражают слабость китайской экономики и соответственно — снижение запроса на нефть. Хотя Аткинсон и допускает такую возможность, но полагает, что этот риск преувеличен: данные от 13 января показали, что Китай в 2015 году импортировал рекордные 6,7 млн. баррелей в день.

Проблема в том, что за исключением Индии и колеблющегося Китая спрос на нефть не выглядит многообещающим в нынешнем году. Способность Европы повторить свой относительно устойчивый прошлогодний спрос на нефть выглядит маловероятной. Хотя американская экономика продолжает расти, большим приоритетом является ужесточение стандартов потребления топлива. Водители на Ближнем Востоке, где потребление топлива в прошлом году выросло, скорее, уберут свои машины с дорог после того, как их правительства подняли цены на бензин или отменили субсидии на топливо, чтобы сбалансировать финансовую систему. «Сейчас имеется значительная неопределенность относительно глобального роста спроса на нефть», — говорит Аткинсон.

Пессимизма добавляет и то, что производители не сбавляют объемы добычи с такой скоростью, какую ожидали люди. В частности, на встрече ОПЕК в начале декабря картель производителей отказался квотировать объемы добычи. Саудовская Аравия, которая раньше ограничивала добычу нефти, чтобы удержать цены, сейчас отказывается играть такую роль, и вместо этого склоняется к тому, чтобы выживать из бизнеса производителей с высокими ценами. Саудовские официальные лица в частных контактах говорят о своих ожиданиях, что цена на нефть поднимется в конце этого года или в начале 2017 года, когда глобальное производство начнет отставать от спроса. Они аргументируют тем, что естественное падение за счет выработки источников сокращает добычу по меньшей мере на 5% в год — даже до того, как подсчитывать эффект от сокращения бурения новых скважин компаниями, попавшими в трудное положение.

Но остается большая неуверенность относительно того, как много нефти будет экспортировать Иран после отмены санкций ООН, возможно, уже в ближайшие недели. Более того, Нил Аткинсон говорит, что в прошлом году добыча продолжала расти на дорогостоящих скважинах в Мексиканском заливе и в смоляных песках Канады потому, что при всем падении цен на нефть операционные расходы были низкими. «В отрасли привыкли качать нефть так долго, пока это возможно. Тот, кто первым сделает паузу, бросит спасательный круг своим конкурентам», — говорит эксперт.

Можно быть уверенными, в том, что добыча нефти в США падает, прежде всего, из-за добытчиков сланцевой нефти. При цене $30 за баррель американские нефтяники столкнутся с еще более сложными задачами по увеличению добычи — за счет бурения новых скважин и с давлением со стороны банков по сокращению кредитования. Консалтинговое агентство AlixPartners, работающее с проблемными компаниями, говорит, что многие из них могут обанкротиться в 2016 году. Агентство прогнозирует, что в этом году разница между прибылью компаний и выплатами акционерам и операционными расходами увеличится до $102 млрд против $83 млрд в 2015 году (именно эта разница покрывается за счет банковских кредитов). AlixPartners утверждает, что спад будет самым тяжелым и длительным за всю историю.

Тем не менее, сокращения добычи пока не достаточны, чтобы уменьшить излишки. Глобальные запасы находятся на рекордной высоте, говорит IEA. А администрация энергетической информации (Energy Information Administration), правительственное американское агентство, прогнозирует, что они вырастут до 700 000 баррелей в день, прежде чем предложение и спрос сбалансируются в 2017 году.

В хранилище в Кашинге (Оклахома), которое может вместить 73 млн баррелей, сегодня достигло рекордного уровня заполненности — 64 млн баррелей. Брайан Буш из аналитического агентства Genscape говорит, что похожая история происходит и в Китае, чьи нефтяные танкеры стоят в море на якорях, потому что все хранилища заполнены. Исходя из высокого уровня запасов, Буш предполагает, что снижение на рынке начнется не раньше, чем через полтора года. Единственное, в чем можно быть уверенными — этот день настанет тем раньше, чем скорее цена на нефть упадет до минимума.

*

Top