А также стимулируют делать бизнес на энергоэффективности на смежных рынках
В 2015 году пока что крохотный рынок электромобилей в Украине пережил настоящий бум: количество продаж увеличилось в несколько раз. «В 2014 году в Украине было зарегистрировано порядка 65 электромобилей. А за 10 месяцев 2015 года, по данным МВД, их количество увеличилось уже до 500 единиц», – рассказал Hubs управляющий партнер компании Electrocars Александр Кравцов.
По замыслу парламента и правительства, количество автомобилей должно увеличиться в 2016 году еще и благодаря подписанному недавно Президентом Украины Закону №822-VIII «О внесении изменений в ЗУ «О таможенном тарифе Украины» относительно ввозной пошлины на электромобили». Документом отменили ввозную пошлину на электромобили в размере 8%, благодаря чему они могут дополнительно подешеветь.
Более того, уже сейчас бизнес и Минэкономразвития лоббируют еще и временную отмену импортного НДС в 20% до 2020 года. В целом эксперты смотрят оптимистично на будущее украинского рынка электромобилей, однако считают, что пока причины его роста заключаются отнюдь не в государственной поддержке.
Вопрос заправок
Как считают эксперты, сама по себе отмена таможенных пошлин вряд ли сможет дать ощутимый толчок для роста популярности электрокаров в Украине. Причина тому – все еще недостаточное количество заправок для электромобилей, из-за чего водитель не может свободно путешествовать по стране, не заглядывая в карту АЗС.
По данным сервиса Plugshare.com, сегодня в Украине работают около 100 электрозаправок. Значительная их часть находится в крупных городах-миллионниках – Киеве, Львове, Харькове, Одессе и Днепропетровске. При этом электро-АЗС на трассах совсем мало, и все они находятся преимущественно в Западных областях страны. Более того, значительная часть точек — это не общедоступные электро-АЗС, а «розетки», которые могут находиться на территоиии частных объектов.
С одной стороны, учитывая, что современные электромоторы не позволяют покрывать слишком большие расстояния без дозаправки, отсутствие «розеток» на основных магистралях Украины может стать существенной преградой при путешествиях на электрокаре, превращая такие автомобили в транспорт, предназначенный исключительно для городских поездок.
С другой, – эксперты считают, что количество заправок уже в ближайшем году значительно увеличится. «Сеть электрозаправок однозначно будет развиваться, в следующем году мы планируем открытие не менее 50 новых зарядных устройств при АЗС», – отмечает основатель проекта Tesla Club Ukraine Назар Шимоне-Давида.
В то же время Александр Кравцов считает, что в Украине сегодня есть бизнес-структуры, которые ориентируется на эко-технологии и готовы активно привлекать клиентов. В ближайшее время такие компании будут активно готовить почву для увеличения рынка электрокаров, в том числе и посредством расширения сети зарядных станций. Поэтому, по мнению Кравцова, в 2016 году количество заправок может увеличиться приблизительно на 200 единиц.
Экономия — двигатель рынка
За 10 месяцев 2015 года рынок электрокаров вырос в 6 раз. В то же время, согласно данным ассоциации автопроизводителей Украины «Укравтопром», в январе-октябре 2015 г. в Украине продажи новых автомобилей (на традиционных видах топлива) сократились на 56% (до 35 983 шт.) по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. «Эти показатели, начиная с мая, были худшими для украинского рынка новых автомобилей за предыдущие 12 лет. С января по октябрь 2015 г. продажи новых легковых автомобилей так ни разу и не превысили показатели предыдущего года», – отмечают в «Укравтопроме».
Как считает Александр Кравцов, сегодня покупать электрокары украинцев заставляет их природная склонность к экономии. «Человек, ищущий где бы сэкономить, видит, что электромобиль стал дешевле, чем год назад. Сейчас совпало несколько факторов: в Украине подорожал бензин, появились относительно недорогие электромобили, которые уже могут проехать на одной зарядке около 150 км и даже больше. Все это спровоцировало рост продаж».
Маломощные б/у электромобиль Nissan Leaf, пробег которого составляет 150-170 км при полной зарядке, стоят в Украине около $17-20 тыс. А элитный Tesla Model S P85 (новый), способный покрыть более 500 км при полной зарядке, – от $70 тыс. Наибольшей популярностью в Украине пользуется модель Nissan Leaf, обладателями которой, по инофрмации компании Electrocars, за 10 месяцев 2015 года уже стали более 300 украинцев.
Назар Шимоне-Давида убежден, что подорожание бензина и общий экономический кризис и дальше будут стимулировать электромобильный бум в Украине.
Стимул для энергоэффективности
Эксперты убеждены, что даже грядущее подорожание электроэнергии для физлиц в Украине не затормозит роста продаж электромобилей, поскольку даже при высоком тарифе они будут более экономичными с учетом стоимости бензина. Более того, сочетание этих двух факторов будет стимулировать владельцев электромобилей устанавливать двух или трехзональные счетчики электроэнергии, которые позволяют покупать электроэнергию ночью значительно дешевле, чем днем.
«Когда ты покупаешь электромобиль за 17 тыс. долларов, то вполне можешь за пару тысяч гривен купить двухзональный электросчетчик, чтобы заправлять свое авто по дешевому ночному тарифу. Тот, кто сможет адаптироваться к ситуации, тут же почувствует разницу. Даже если для населения 1 кВт будет стоить 3 грн, электромобиль все равно будет выгоднее, чем бензиновое авто. Например, чтобы зарядить Nissan Leaf, требуется 24 кВт. При тарифе 3 грн – это около 70 грн. На эту сумму можно проехать 150 км. Это почти вдвое дешевле, чем заправляться газом авто с двигателем сопоставимым по мощности, и значительно дешевле, чем заправляться бензином. Для бензинового двигателя аналогичной мощности на 150 км потребуется для заправки около 300 грн. Дискутировать о том, что дешевле, бензин или электричество, можно будет лишь когда 1 кВт будет стоить больше 7 грн», – сказал г-н Кравцов.
О том, когда придут большие игроки
Участники рынка говорят, что сейчас в Украине покупают в основном автомобили б/у из США с небольшим пробегом. «Официальные дилеры сейчас ждут знаков от украинских властей, – рассказывает Александр Кравцов. – Думаю, что отмена таможенной пошлины – это уже первый шаг к тому, что в 2016 году в Украине кто-то появится. Это может быть или Nissan, или Reno, или еще кто-то. Массовые же продажи в Украине могут начаться в 2017-2018 году. Это будет связано не только с событиями в самой стране, но и с развитием мирового рынка электромобилей. К тому времени большинство из них уже должно проезжать без дозаправки 250 км, что значительно больше удовлетворит потребительский спрос. Тогда продажи в мире вырастут, и производители с дилерами придут в Украину вне зависимости от того, будет ли у них и дальше поддержка правительства».
Также эксперты сходятся в том, что приход новых игроков и развитие рынка электромобилей в Украине могла бы ускорить отмена НДС на их импорт. Как считает Назар Шимоне-Давида, пока Верховная Рада тянет с принятием такого решения, развитие рынка тормозится. «На данный момент нет гарантий, что этот закон (об отмене НДС на ввезенные электромобили – Ред.) будет принят, поэтому автодилеры не спешат завозить в Украину электрокары. Ведь если НДС все же отменят, они потеряют 20% от их стоимости. Отсрочка принятия этого закона вызвана стремлением стимулировать производство собственных электромобилей, однако ни один украинский завод пока не наладил серийного выпуска таких машин», – отметил Шимоне-Давида.
Авторы: Михаил Калюкин, Антонина Бажан