ремонт дорог

Но Минтранс уже выбил дополнительные 5,5 млрд грн финансирования

В первом полугодии 2016 г. на украинских дорогах залатали 2,6 млн м кв ям и начали средний ремонт на 215 км дорог (72 объекта). Об этом рапортовал на прошлой неделе премьер-министр Украины Владимир Гройсман в рамках отчета правительства.

Естественно, что в Кабинете министров эти цифры считают безусловным достижением. Однако даже не очень глубокий анализ текущей ситуации заставляет сделать противоположный вывод. А именно, что  ремонт автодорог в 2016 году стал очередным провалом власти.

 Мало, много, нужно

В начале июля на сайте Мининфраструктуры была размещена интерактивная карта, отражающая состояние дорожного хозяйства. Достаточно глянуть на два изображения, чтобы понять: за полгода сделано непозволительно мало.

 Планы ремонта дорог

Ремонт_дорог_2016

 

 

Завершенный ремонт участков дорог

Ремонт_дорог_2016

О деньгах и планах

Всего на ремонт, реконструкцию и строительство в дорожном хозяйстве на 2016 г. предусмотрено примерно 31,7 млрд грн, из которых 11,9 млрд грн пойдет на обслуживание и погашение кредитов Укравтодора (т.е. в реальности остается порядка 19,4 млрд грн).

Почти 4 млрд грн из них — средства, которые правительство планировало взять в кредит у международных финансовых организаций, а еще 5,5 млрд грн — средства по остаткам кредитов Укравтодора за прошлые годы. Эти деньги заложены в общую смету, но пока существуют только на бумаге.

Более всего дорожные работы могут быть профинансированы за счет государственного бюджета (6,57 млрд грн плюс отдельная бюджетная программа во Львовской области на 233 млн грн) и эксперимента на таможне.

Эксперимент, напомним, заключается в том, что средства, собранные на таможнях сверх плана, направляются на ремонт дорог. Сейчас в нем участвуют Одесская, Львовская, Черновицкая и Волынская области и планируется, что таким образом будет собрано еще 2 млрд грн.

ремонт_дорог_2016

Еще в марте КМУ утвердил распоряжение №154, где средства госбюджета были поделены следующим образом: 450 млн грн — софинансирование по международным программам, 2,5 млрд грн — текущий мелкий ремонт, 3,5 млрд грн — средний ремонт дорог общего пользования.

В результате, по планам Укравтодора, до конца 2016 г. планировалось провести ремонты разной степени на 1750 км украинских дорог (и выделенных средств, исходя из стоимости работ, в общем, должно на это хватить). Таким образом, за первое полугодие план выполнен на 12,3%.

 ремонт_дорог_2016

Отдельно нужно сказать и о «ямочном ремонте».  В середине апреля премьер-министр Владимир Гройсман дал поручение и 1,1 млрд грн Укравтодору с тем, чтобы до 15 июня ликвидировать 3,6 млн кв м ям на дорогах общего пользования. Теперь можно уже сказать, что поручение оказалось «недовыполнено» ровно на 1 млн м2 или почти на 30%.

Но в действительности все обстоит еще хуже. По данным Укравтодора, «поражение ямочностью» на начало текущего года составляло порядка 4 млн м2, а на начало июня эта цифра выросла до 10,47 млн м2. Иными словами, состояние дорог, несмотря на выделяемые средства, становится только хуже.

Всего же, по данным специалистов, из 170 тыс. км автодорог общего пользования всех категорий, порядка 150 тыс. км требуют немедленного ремонта и реконструкции. Требуется на это, по расчетам Романа Хмиля, председателя правления ГС «Моя дорога», экс-директора департамента автомобильного транспорта и стратегического планирования автомобильных дорог Мининфраструктуры Украины, около 1 трлн грн и ни много ни мало — 10 лет.

Момент упущен

Кстати, по словам Хмиля, особенно ситуация обострилась за последние два года, когда был ликвидирован весовой контроль (за перегруженными автомобилями — ред.). На дорогах массово появились автопоезда весом 60-130 т.

Больше всего досталось дорогам направлением к морским портам в южных областях и дорогам Закарпатья (лесовозы). Ущерб, причиняемый дорожному хозяйству тяжеловесными транспортными средствами, по подсчетам Мининфраструктуры, составляет более 2 млрд грн в год.

При этом, по действующим нормативам, общая масса транспортного средства не должна превышать 40 т (в отдельных случаях допускается масса 44-46 т).  И это только для дорог четырехполосных дорог I категории, которых в Украине  примерно 25%. В основном же дороги общего пользования рассчитаны на общий вес транспортного средства до 24 т.

Сейчас власти спохватились, и весовой контроль недавно был возвращен. В Украине есть 34 мобильных весовых комплекса, их которых пока задействовано 24 (еще 71 комплекс планируется закупить дополнительно).

Проблема в том, что начавшаяся уборочная резко увеличит нагрузку на дороги ряда центральных и южных областей, которые, по словам  Романа Хмиля, и без того «местами отсутствуют».

Эксперты считают, что в 2015/2016 МГ объем экспорта зерновых из Украины может достичь 39,9 млн т. (в 2014/2015 МГ — 34,8 млн т.). Проводить ремонтные работы в условиях, когда по дорогам пойдут колонны зерновозов, будет очень затруднительно.

Но настораживает другое. Если исходить даже из максимальной стоимости среднего ремонта (о котором отчиталось правительство) и максимальной стоимости латания ям, на все работы должно было быть потрачено от силы 4 млрд грн (в реальности — 2,5-3 млрд грн). Таким образом, теоретически у правительства должно оставаться на ремонт дорожного хозяйства более 15 млрд грн (исходя из общей суммы ассигнований 37,1 млрд грн — ред.).

Но вот здесь и начинается самое интересное. Месяц назад министр инфраструктуры Владимир Омелян заявил, что на заседании правительства были утверждены документы о выделении дополнительного финансирования дорожных работ. Это наводит на мысль о том, что, грубо говоря, деньги на ремонт дорог закончились еще в июне. А на прошлой неделе бюджетный комитет ВР одобрил выделение дополнительных 5,5 млрд грн на мелкий и средний ремонт дорог.

Безусловно, дорожная отрасль требует максимального финансирования.  По данным Всемирного банка, из-за неудовлетворительного состояния автомобильных дорог Украина ежегодно теряет до 3-4% ВВП.

Но, похоже, что власти решили пойти проверенным путем и просто «закопать» очередные бюджетные миллиарды.

Более подробно о том, как будут потрачены дополнительные 5,5 млрд грн, выделенные  на ремонт дорог, а также о причинах увеличения финансирования этих расходов читайте в ближайшее время в эксклюзивном интервью вице-премьер-министра Украины Владимира Кистиона на деловом портале Hubs  в ближайшее время.

*

Top