США поддержат украинскую торговлю

Украинские компании могут вернуться на американский рынок

Рынок США открывается для украинских компаний.

С 29 июля Штаты возобновляют программу Генеральной системы преференций (Generalized System of Preferences  — GSP). Вашингтон применяет GSP еще с 70-х годов. Эта программа разработана специально для бедных экономик. Ее выгодами пользуются 106 развивающихся и наименее развитых экономик. Программу остановили 31 июля 2013 года. Теперь возобновят. Благодаря этому Украина сможет экспортировать около 5 000 наименований товаров без уплаты пошлин, — сообщило Министерство экономического развития и торговли. Украинские компании смогут пользоваться преференциями до конца 2017 года.

Украинский экспорт в США всегда был незначительным. В лучшие годы доля Штатов в товарном экспорте Украины не превышала 5%. В последние годы она и вовсе колеблется около 1%. В прошлом году его объем упал до $667,9 млн, на 22% меньше, чем в позапрошлом. Падение продолжается и в 2015-м. За январь-апрель США купили у нас всего на $189,5 млн. Это — на 35% меньше, чем в те же месяцы год назад.

Украинский экспорт в США


Поможет ли беспошлинный режим исправить ситуацию?

Мимо Украины

До сих пор украинские компании поставляли в США в основном черные металлы и изделия из них. Чугуном с американцами торговали «Метинвест» и корпорация «Индустриальный союз Донбасса». Трубы — «Интерпайп». «Только цены на трубы позволяют экспортировать их в США, — отмечает аналитик ИК Dragon Capital Денис Саква. Остальные изделия из черных металлов теряют свою ценовую конкурентоспособность при перевозке на такие большие расстояния».

Что везем


Именно черная металлургия стала якорем для украинского экспорта. Продажи черных металлов на американский рынок упали на 43% за первые четыре месяца года. Ее основные поставщики оказались в зоне АТО или неподалеку. Из-за этого логистика стала сложной и медленной. Плюс падение цен на мировом рынке. В первом квартале украинские металлурги побили все антирекорды.

Не поможет металлургам и беспошлинный доступ на американский рынок. «Большой металлургии» преференции не достались. «Беспошлинный режим охватывает только ферросплавы и не распространяется ни на чугун, ни на листовую сталь, ни на стальной прокат», — отмечает аналитик ИК Concorde Capital Роман Тополюк. По подсчетам Hubs, под GSP не попадают 98% черных металлов, которые Украина экспортирует в США. Не распространяется режим и на трубы.

А значит, эффект от беспошлинного режима пока будет скромным. Он усилится  только в том случае, если украинские экспортеры расширят перечень товаров, продаваемых в США.

Бег с препятствиями

Чтобы увеличить экспорт, МЭРТ нужно провести «ликбез» об использовании программы GSP для отечественных экспортеров. До сих пор украинские поставщики и их американские партнеры редко пользовались преференциями, зачастую не зная об их существовании. Во время предыдущего действия GSP до середины 2013 года Украина даже не вошла в двадцатку стран, больше всех выигравших от льгот. По данным US International Trade Commission, счет стоимости товаров, ввезенных по программе из нашей страны, шел на не на сотни, а на десятки миллионов долларов. Беспошлинно провозилось не более 7% украинского экспорта в США. Например, за последние семь месяцев действия программы отечественные компании ввезли беспошлинно товаров всего на $33 млн при совокупном экспорте из Украины в США за тот же период на $530 млн. Для сравнения — Индия, которая воспользовалась преференциями по максимуму, поставила товаров на $2,5 млрд без уплаты пошлин. Даже небольшие страны использовали программу с большей пользой. Грузия тогда совершила беспошлинных поставок на $71 млн, а Армения — на $52 млн.

Что украинским экспортерам необходимо знать? Заместитель министра экономического развития и торговли и торговый представитель Украины Наталья Микольская говорит, что для пользования преимуществами беспошлинного режима украинские компании должны доказать соответствие своей продукции критерию происхождения товара. Программа распространяется только на те товары, которые изготовлены преимущественно из материалов местного производства. Сумма стоимости материалов, произведенных в стране-участнице  GSP, плюс прямые расходы на их переработку должны составлять не менее 35% оценочной стоимости конечного товара при его экспорте в США. Импортные материалы могут учитываться в этих 35% добавленной стоимости, только если они «значительно трансформируются» в новые составляющие, которые затем только используются для производства товара. «Значительная трансформация» предполагает, что первоначальные материалы и появившиеся на их основе составляющие подпадают под разную классификацию американской таможни. При этом экспортеры должны транспортировать украинские товары непосредственно в США или через другие страны в опечатанном контейнере.

«Номинировать» украинскую продукцию на получение торговых преференций смогут только их торговые партнеры из США. «Со своей стороны импортеры в Соединенных Штатах должны подать заявку на предоставление преференций по программе GSP», — объясняет Микольская. Для этого они должны сделать соответствующую пометку — указать «А» в форме 7501 — при ввозе груза. «Задним числом» вернуть уже уплаченные пошлины будет невозможно. Чем быстрее украинские экспортеры и их американские партнеры начнут беспошлинные поставки, тем больше они смогут продать. В США действуют так называемые ограничения с учетом конкуренции (competitive-needs limits – CNLs), которые призваны защищать внутренний американский рынок. CNLs вступают в силу, когда объем импорта определенной продукции превышает определенный порог. Этот порог повышается каждый год. На 2015 год он установлен в размере $170 млн. Также CNLs включаются, когда одна страна ввозит в США более 50% импорта одного определенного вида продукции по программе GSP. Когда срабатывают CNLs, беспошлинный режим для данной продукции автоматически прекращается с 1 июля следующего календарного года.

*

Top