Государство «умыло руки» в вопросе содержания внутридомовых сетей
Как сообщал Hubs, Верховная Рада приняла закон №1581-д о жилищно-коммунальных услугах. Теперь в течении года жители многоквартирных домов должны определиться с управителем и порядком заключения договоров с поставщиками коммунальных услуг. Если же этого не произойдет, управителя им назначит районная администрация.
Четыре варианта развития событий
Закон предусматривает четыре модели отношений потребителей многоквартирного дома с монополистами:
Вариант первый – индивидуальный договор.
Собственник квартиры заключает прямой договор с поставщиком услуг (водоканал, теплокоммунэнерго и т.д.), и последний полностью отвечает за качество предоставляемых услуг в квартиру. В таком случае потребителю придется платить не только за саму услугу (куб воды или газа), но и оплачивать монополисту обслуживание внутридомовой сети, а также платить за то, что он обслуживает вас как потребителя в доме: распределяет показания внутридомовых счетчиков между квартирами, сдает на проверку квартирные счетчики и т.д. Все это войдет в плату за абонентское обслуживание, которая законом вводится только для индивидуальных договоров, остальные варианты отношений с монополистом абонентской платы не предусматривают.
Вариант второй – коллективный договор.
Коллективный договор от имени каждого потребителя и за его счет заключает уполномоченное лицо, то есть ОСМД. В этом случае собственник квартиры сохраняет персональную ответственность перед монополистом за своевременную оплату коммунальной услуги, однако монополист не отвечает за обслуживание внутридомовых сетей, этим занимается ОСМД. Как пояснила замглавы комитета по вопросам строительства, градостроительства и ЖКХ Алена Бабак («Самопоміч»), многие ОСМД не хотят давать монополисту доступ к своим внутридомовым сетям, однако хотят сохранить ответственность каждого жителя за оплату своего счета.
Вариант третий – коллективный потребитель.
ОСМД заключает договор с монополистом от своего имени как юридическое лицо. В таком случае ответственность монополиста за предоставленную услугу заканчивается на входе в дом, а распределением услуги внутри дома занимается ОСМД. Оно же и отвечает за оплату услуг всех жильцов. То есть, если жители дома платить не будут и ОСМД не сможет рассчитаться с монополистом, поставщик всегда сможет отключить услугу на входе в дом.
Вариант четвертый – статус-кво.
В течение года жители домов должны собраться и принять решение по поводу управителя. В это время продолжают действовать индивидуальные договора с поставщиками коммунальных услуг, однако за внутридомовые сети никто ответственности не несет. То есть при некачественной услуге (холодная батарея или низкое давление газа) монополист всегда сможет сослаться на проблемы внутри дома, и жители будут вынуждены сами устранять проблему. Если же в течение года собственники квартир не определятся с управителем, им его назначит райгосадминистрация.
Должники будут платить пеню
Мнения экспертов по поводу принятого закона разделились. Глава правления общественной организации «Нова Комунальна Україна» Андрей Ведмидь, считает его лояльным. «С моей точки зрения закон должен быть более жестким для того, чтобы реформы проходили более быстро. Например, следовало указать, что житель «не имеет право», а «обязан» выбрать управителя», – полагает он.
Впрочем, закон лоялен не во всем. С 1 января 2019 года им вводится понятие пени за несвоевременно оплаченные коммунальные услуги. Ее размер составит 0,01% за каждый день прострочки. Этот момент вызвал горячие споры в ходе обсуждения закона в парламенте. «Вы сейчас голосуете о наложении пени на граждан, 60% которых находятся за пределами бедности, которые выживают и не могут оплатить даже ту часть, которую не покрывает субсидия», – обращалась к коллегам нардеп Александра Кужель («Батьківщина»).
Она также обратила внимание на вопрос проверки качества предоставляемых коммунальных услуг. «Я сейчас имею протоколы по десяти районам Днепропетровской области, где мы сами делали с гражданами замеры, сколько времени закипает 1 литр воды, чтобы показать, что монополист утром и вечером делает малое давление газа. Но дальше имеет право это проверить и принять решение кто, вы думаете, согласно закона? Тот же монополист, – говорит нардеп. – Берите вы пробы себя, меряйте сколько угодно, но в законе кроме монополиста принять решение и наказать никто не может. То есть мы щуку бросили в реку».
За все в ответе жильцы
Глава Союза собственников жилья Украины Алексей Кучеренко считает, что авторы закона исповедуют политику «кнута» по отношению к жителям многоквартирных домов: «Я считаю, что без «пряника» в виде государственной поддержки на капремонты или на энергосбережение, закон приведет к обострению ситуации. Идеология такая – запихнуть все проблемы во внутрь дома и сказать: а теперь, ребята, вы владельцы этого дома, разбирайтесь, делайте, что хотите».
С ним солидарны и некоторые депутаты. «Эти хваленые реформы о переходе на управляющих, о так называемом «выходе из рабства» и так далее закончились тем, что жилищно-коммунальное хозяйство, именно тот фонд, который был в коммунальной собственности, а это подавляющее большинство жилого фонда, разваливается с бОльшими темпами, чем раньше, – говорит нардеп Юрий Левченко (внефракционный). – И только теперь местные власти умывают руки и говорят «мы здесь ни при чем». Хотя на самом деле по закону они «при чем», потому что они балансодержатели».
Общаясь с журналистами инициатор закона Алена Бабак выразила надежду, что органы местного самоуправления все же поддержат граждан через местные программы софинансирования капитальных ремонтов в многоквартирных домах.
Ничего страшного. Наши народные «обранци» через год заплатят пеню на Майдане за все содеяное…
Хороший закон. Может хоть он разбудит народ, и те выйдут на Майдан не за деньги, а из-за геноцида власти и монополии.
Это все не главное. Главное- тарифы. В нашем доме 380 квартир плюс десяток офисов. С одной квартиры взымается в месяц в среднем 400грн. Итого с учетом фирм 160000 ! Для обслуживания пяти таких домов достаточно десятка дворников, четырех слесарей, двух сварщиков , одного электрика и одного мусоровоза с дружным коллективом в три человека и одного толкового бригадира для управления этой командой. А теперь скажите пожалуйста, можно эти вакансии заполнить при окладе в 20000 гривен? На это уйдет 220000. Давайте еще 100000 потратим на содержание мусоровоза, что бы он сиял как мэрсик слуги народа. Итого 320000. Еще 100000 заплатим в бюджет. и на 80000 накупим электродов, труб и уголков для сварщика. Всего потратили 500000 гривен, а с жильцов собрали 800000. Куда же девать еще 300000? И это при окладе дворника в 20000! При месячных затратах на содержание мусоровоза в 100000! Реальная прибыль всех этих *»управителей» зашкаливает. И если вы потрудитесь над историей их создания, вы увидите за каждым «управителем» мерзкое рыло народного избранника, который и кладет в свой карман эти три прОцента. Восстанию народа сейчас препятствует война. С окончанием войны кого-то повесят на майдане. Мирно это не кончится.