Новый антитабачный закон: почти правда почти про здоровье

СМИ уже неделю обсуждают «революционный» проект закона №4358 (изначально обсуждался под №2813-Д, зарегистрирован 10 ноября), который существенно ужесточает правила игры на рынке табака. И в значительной мере обсуждение сводится к тому, что электронные сигареты и ТВЕНы запрещено будет рекламировать – так же, как традиционные сигареты. Но в этом проекте закона заложены и нормы, которые могут основательно перекроить рынок именно обычных сигарет. Авторы проекта и реальные его инициаторы-лоббисты предпочитают это замалчивать, словно это не они писали документ, который может стать законом. Объясняем, что еще придумали антитабачные борцы и чем грозят нам всем (а не только курильщикам) их идеи.

Комитет ВР по вопросам здоровья нации, медицинской помощи и медицинского страхования единогласно принял решение зарегистрировать и рекомендовать на первое чтение проект закона №4358 «О внесении изменений в некоторые законы Украины по охране здоровья населения от вредного влияния табака».

Обсуждение длилось минут 15-20, за время которого как такового обсуждения, в общем, не было. Дело в том, что этот же проект под номером №2813 уже был отклонен Комитетом, поскольку члены Комитета решили, что он чересчур радикален в отношении традиционных сигарет – автор проекта закона, народный депутат Лада Булах, «антитабачные» проекты которой поддерживает общественная организация «Центр общественного представительства «Життя», вписала в проект нормы, запрещающие брендирование пачек сигарет, выкладку сигарет на витринах и производство пачек с закругленными краями (якобы такие пачки более привлекательнее кубических, что, по оценкам экспертов, не соответствует действительности). Когда проект с треском провалился, Булах заявила, что некая рабочая группа доработает документ, убрав из него запрет на производство закругленных пачек (наверное, потому что депутату объяснили, что Украина такие пачки экспортирует почти в 60 стран мира) и заменив его запретом на продажу на украинской территории.

Международные табачные компании официально не делали никаких заявлений на этот счет, но на условиях анонимности представители двух компаний сказали, что если запрет на производство таких пачек и будет введен, то для этого нужно предусмотреть переходный период, потому как переоборудовать фабрики – дело не одного дня.

Кроме того, это повлечет за собой колоссальные финансовые затраты. Но они также говорят, что в подавляющем большинстве стран ЕС запрета на закругленные края нет – именно в Евросоюз наша табачная промышленность и экспортирует свою продукцию на сотни миллионов долларов в год. Почему Булах, как депутат, об этом не подумала сразу? Потому что не знает, как работает отрасль? Тогда зачем она берется регулировать ее?

И вот, когда появился проект №4358 (№2813-Д), оказалось, что Лада Булах не учла предыдущие уроки и снова вписала запрет на производство пачек с закругленными краями, точнее – написала, что пачки должны быть кубической формы, что одно и то же. И Комитет на этот раз ее поддержал.

Но в доработанный проект прокралась не только эта сомнительная норма.

Если проследить за публичными высказываниями Булах и «Життя», то новый проект закона они преподносят как победу над табаком, но постоянно говорят о вейпах и ТВЕНах.

Так, в проекте закона есть полный запрет на рекламу этих устройств, жидкостей для вейпа и табачных стиков для нагревания, запрет на рекламу в Интернете, запрет на производство и продажу сигарет и их эрзацев с ароматизаторами. Вот только об этом инициаторы закона и говорят постоянно. И, стоит согласиться, что электронные сигареты действительно требовали такого же регулирования, как и обычные сигареты.

Но по какой-то причине именно обычные сигареты не упоминаются антитабачным лобби, хотя проект закона касается их напрямую.

Как оказалось, из доработанного проекта исчезла идея об унифицированных пачках приторного оливкового цвета, чтобы не было никаких «красных мальборо» и тому подобного. И нет никаких объяснений, почему. Теперь в проекте говорится о том, что каждая пачка сигарет должна содержать медицинские предупреждения площадью 65% вместо 50% нынешних (как повлияют на здоровье нации эти 15%, объяснений нет, но ОК – пусть будет 65).

А вот запрет на выкладку сигарет на витринах тоже остался в новом проекте, но на этом Лада Булах и «Життя» не акцентируют внимание при продвижении документа.

Так что складывается впечатление, что замалчивать важнейшие для экономики, бизнеса и общества проекты законов – это и есть часть стратегии. Надо сказать, это довольно разумное – хоть и циничное – решение молчать по некоторым вопросам, чтобы делать свое дело втихую, не привлекая внимания «санитаров» и переключая внимание общественности на другие вопросы.

Впрочем, этот трюк вряд ли поможет, так как запрет на выкладку уже проталкивался не через один проект закона – и каждый раз неудачно. С тех пор мало что изменилось: не существует никаких вменяемых доказательств того, что, если убрать сигареты с витрин, их будут покупать меньше. Может, будут покупать меньше легальных сигарет, но подделки и контрабанду будут покупать больше: они брендированы, доступны взору потребителя и – дешевле. Так что это называется Пиррова победа: подкосили бизнес легальным производителями и дали подзаработать нелегальным.

Из этого можно сделать вывод и об особенностях работы, лоббистов законопроекта, которая, похоже, состоит в манипуляциях с общественным мнением. Но если критически оценить подаваемую информацию, то оказывается, что «король голый».

Например, представляя Комитету свое детище, нардеп Булах с гордостью заявила, что «проект закона №2813-Д получил одобрение 87% украинцев». Якобы такие данные приводит Киевский международный институт социологии (КМИС).

Проблема, правда, состоит в том, что на момент проведения опроса проект закона не был доступен на сайте Верховной Рады. И его не было, когда этот документ рассматривал Комитет (нет ли тут нарушения регламента?). Так что не очень понятно, как опрошенные КМИСом граждане могли поддержать то, чего никто не видел.

Кроме того, несложно проверить, что КМИС задавал опрашиваемым вопросы не о законе, а о запрете рекламы электронных сигарет и выкладки на витринах. Опрошенные, которые наверняка услышали об этом только тогда, когда их спросили, сердцем почувствовали, что дело-то хорошее – запретить табак. И дали голоса за эти запреты, но не за проект закона. С таким же успехом их можно было спросить: вы за утилизацию космического мусора за пределами Солнечной системы? Ну, конечно, за! А если серьезно, то понятно, что массовый утвердительный ответ можно получить в том числе и на вопрос о полном запрете курения на территории Украины.

Да что там говорить. Как следует из обсуждения законопроекта на Комитете, текст документа не видели даже в Министерстве здравоохранения. Но там тоже за закон двумя руками.

Наконец, народный депутат Лада Булах совместно и при поддержке «Життя» уже второй раз пытаются поднять с 18 до 21 года возраст, начиная с которого гражданину Украины можно продавать сигареты. В прошлый раз эта норма заставила опытных юристов парламента вытянуть от удивления лица: а водку, значит, пить с 18 лет можно, да? А если серьезно, не поменяв Конституцию и Гражданский кодекс, изменить возрастной ценз невозможно. Но кого это интересует?

Таким образом, прогноз, что проект №4358, он же №2813-Д, Е, Ж и даже З будут также отправлены в корзину, как и предыдущие его версии, более чем правдив. Никто не против ограничения табака, но кто-то должен делать эту работу профессионально. Дилетанты-депутаты просто впустую тратят деньги налогоплательщиков, активисты – гранты своих доноров.

Катерина Головчук

*

Top