пользование_недрами

Местные советы по-прежнему смогут способствовать коррупции

2 марта Кабинет министров утвердил новый порядок получения спецразрешений на пользование недрами.  Речь идет об изменениях в постановления КМУ №594 «О Порядке проведения аукционов по продаже специальных разрешений на пользование недрами» и №615 «О порядке предоставления специальных разрешений на пользование недрами».

Премьер-министр Арсений Яценюк обещал, что окончательный текст документов с правками Кабмина будет обнародован в течение суток. Однако ни 3-го, ни 4 марта, ни позже на официальных сайтах так и не появился текст изменений.

На момент публикации этого материала, 9 марта, стало известно, что Минэкологии совместно с Минэкономики проводят совместную пресс-конференцию по теме изменений порядка недропользования. Однако Hubs считает необходимым уже сейчас опубликовать некоторые мнения разработчиков и участников рынка о введенных новшествах. Тем более, что  Государственная служба геологии и недр (Госгеонедр), которая является основным разработчиком документа, уже успела анонсировать новый порядок как шаг к более прозрачным условиям выдачи спецразрешений на пользование недрами.

Так, пресс-служба ведомства объявила, что изменения призваны способствовать притоку инвестиций в отрасль, поддерживать добросовестных недропользователей и поощрять открытую конкуренцию. В то же время эксперты, принимавшие участие в разработке документа, уверяют, что результативность новых правил будет зависеть как раз от работы самой службы Госгеонедр, которая может блокировать любые невыгодные ей изменения. А вот участники рынка, которым придется работать в новых условиях, считают, что изменения, хоть и благоприятные для рынка, но все же не решают основных проблем. А именно — разногласий между Госгеонедр и местными советами по поводу условий выдачи лицензий на пользования недрами и условий работы непосредственно на местах. Более того, с принятием изменений ситуация может усугубиться.

Алексей Гончарук, адвокат, глава Дерегуляционного офиса  эффективного регулирования BRDO

Гончарук_Алексей— Ми рассчитываем, что изменения к порядку выдачи недр в пользование (постановления КМУ №594 и №615) решат основные проблемы, которые были при выдаче спецразрешений. Однако многое будет зависеть от воли руководства Государственной службы геологии и недр. Если они не будут саботировать изменения, то нам удастся сделать аукционы прозрачными и т.д. По нашим прогнозам количество разрешений, которые будут выдаваться на аукционе, значительно возрастет. До недавнего времени лишь 2,5% разрешений выдавали на аукционах, остальное (97,5%) — без конкурса. В старом порядке было достаточно исключений, позволявших пользователям обходить процедуру аукциона. В новом остались исключения, но их количество уменьшили на 1/3: было 15, осталось 10.

Госгеонедр может саботировать нововведения, это традиционно очень коррупционный орган, в котором пересекается множество интересов. Кроме того, если верить участникам рынка, то оформление спецразрешений через аукцион и без аукциона пользователям обходилось почти в одну и ту же сумму. Коррупционная составляющая от этого не менялась. Именно поэтому прогресс в сфере недропользования возможен исключительно при содействии Госгеонедр. Одними нормативными документами порядок не наведешь. Но мы исправили ситуацию, насколько это было возможно.

Если говорить о дальнейших изменениях законодательства, то огромное количество изменений еще нужно вносить. Проблем в недропользовании осталось «непаханое поле».

Алина Свидерская, партнер ГО «Легкий бизнес»

Свидерская_Алина— Над проектом изменений в постановления КМУ №615 и №594 работали около года  представители от бизнеса, гражданских организаций совместно с Минэкологии и юристами Госгеонедр. Первое, что стоит выделить в изменениях: отмена схемы, когда компании с госдолей 25% в уставном капитале могли получать разрешение без аукциона. Благодаря этому механизму такие компании как «Голден Деррик» (совладельцы компании имеют отношение к «семье» экс-президента Виктора Януоквича: Эдуард Ставицкий, Юрий Иванющенко и Николай Присяжнюк – ред.) получили в 2010-2012 без аукциона в пользование 19 месторождений нефти и газа, которые считаются одними из наиболее перспективных в Украине. Эту компанию связывают с тогда действующим министром экологии и природных ресурсов Эдуардом Ставицким.

Второе изменение — максимальное открытие информации об аукционах. Это открытые заседания аукционного комитета, онлайн трансляция, публикация протоколов проведения аукционов. Третье — четкое определение случаев отклонения заявлений об участии в аукционах. Четвертое — конкретизированы случаи, когда пользователю недр может быть отказано в выдаче и продолжении действия разрешения. Пятое — любой отказ в выдаче лицензии должен быть четко мотивирован. Шестое — уточнен порядок переоформления и внесения изменений в разрешения. Седьмое — сокращение количества органов, которые могут остановить действие разрешения и соответствующих причин. Восьмое — отмена необходимости получения экспертизы от специализированных государственных предприятий для продолжения срока действия разрешения.

Иван Украинец, геолог газодобывающей компании «Пласт»

— В новом порядке должно увеличиться время согласования с местными советами документов, необходимых для выдачи лицензии, с 60 до 90 дней. Но это не решает основную проблему – согласование документов для выдачи спецразрешений с местными советами.

В Украине более 90% всех месторождений имеют общегосударственное значение. Соответственно решение выставлять их на аукционы или нет принимают в Киеве. Но при этом согласовывать документы необходимо в местных советах, которые как раз ставят палки в колеса. Само это согласование и есть основная проблема при выдаче спецразрешений. Именно для того, чтобы обойти эту процедуру, недропользователи и старались всеми правдами и неправдами получать разрешения на добычу в обход аукционов.

Местные советы всегда всем недовольны. Депутаты начинают разводить демагогию. При этом они согласовывают документы исключительно местным пользователям: мол, это наши люди. Самая распространенная схема получения разрешений без аукциона — наличие у пользователя перерабатывающих мощностей. То есть пользователь покупает или арендует переработку. А если есть переработка, то есть и право на получение спецразрешения без аукциона. При этом те, кто идет без аукциона, сначала идут в местные советы и договариваются. А получив добро, едут в Киев, дальше — дело техники.

При получении спецразрешения через аукцион местная власть устраняется при определении пользователя, но должна согласовать документы. Депутаты не будут согласовывать документы чужакам. Позиция такая: предприятие должно быть зарегистрировано «у нас», налоги должны платиться в местный бюджет и т.д. Кстати, в некоторых местных советах придумали дополнительные требования для пользователей. Например, хотят видеть, какой будет прибыль, что будет сделано для местного населения и т.д. К слову, если отказали в Госгеонедр или другом органе, то всегда можно бороться, а с советами воевать бесполезно. Если депутаты проголосовали «против», то на них нельзя ни жаловаться, ни в суд подать.

Думаете, если из Киева пришла бумага о том, что планируют выставить месторождение на аукцион, то депутаты проголосуют за это? Нет, на местах будут блокировать процесс! Там не допустят, чтобы в Киеве что-то у них из-под носа продали.

Конечно, нужно, чтобы на рынке были единые правила игры и все получали спецразрешения на месторождения через аукцион. Но если получать разрешения через аукционы, то именно в Киеве должны принимать решение выставлять месторождения на продажу. При этом нужно убрать требование согласовывать документы с местными советами.

*

Top