Они считают, что у АМКУ нет оснований подозревать их в ценовом сговоре
Министерство энергетики Украины выполнило свое обещание привлечь к мониторингу бензиновых цен Антимонопольный комитет Украины (АМКУ). В ведомстве объявили о таких намерениях сразу же после встречи министра энергетики Владимира Демчишина с нефтетрейдерами в январе 2016 года, где тот пытался уговорить их снизить розничные цены на топливо.
Как писал Hubs, на момент, когда Демчишин разговаривал с нефтетрейдерами, средняя розничная цена бензина по рынку была на 43 коп ниже, чем хотелось чиновникам Минэнерго. Тем не менее, после встречи с министром трейдеры снизили цены на заправках в среднем на 50 коп. Однако от подозрений в картельном сговоре их это не спасло.
В начале февраля АМКУ инициировал расследование по признакам совершения антиконкурентных согласованных действий на розничном рынке светлых нефтепродуктов. На данном этапе ведомство собирает доказательства, в частности, делает запросы ответчикам в деле. Правда, кого именно подозревают в антиконкурентном сговоре, в АМКУ не раскрывают.
Антимонопольщики задались вопросом о том, почему на фоне резкого падения мировых цен на нефть в Украине бензин А-95 не дешевеет? По информации АМКУ, если в 2015 г. — начале 2016 г. дизтопливо на украинских заправках постоянно дешевело, то цена бензина А -95 сохранялась на уровне 18,00-20,99 грн/л, то есть с разницей в 3 грн.
Hubs попытался выяснить, на каком этапе находится расследование АМКУ, и как отреагировали на эту дополнительную проверку участники рынка.
Игра в войнушки
Hubs опросил ряд операторов, которые могли бы фигурировать в этом антимонопольном расследовании, однако все они говорят, что запросов на предоставление информации по поводу сговора из АМКУ еще не получали. В этом плане отличилась лишь «Укрнафта». В компании Hubs сообщили, что запросы на предоставление информации от АМКУ они получают постоянно.
Участники рынка расценивают публичные действия антимонопольного комитета и власти на бензиновом рынке как пир-ход. «Цепочка событий следующая: провели расследование, написали акт, наложили штраф, получили пиар, мол, навели порядок на рынке», — говорит Виталий Шаповал, директор ООО «Днепрорегионгаз».
Геннадий Рябцев, директор специальных проектов НТЦ «Психея», напомнил: «Задача АМКУ заключается не в понижении цен на топливо, а в контроле за соблюдением операторами равных конкурентных условий». Впрочем, судя по настроению игроков, если штрафы действительно будут начислены, то операторы обратятся в суд.
Участники рынка вовсе не согласны с антимонопольщиками, что разница в цене 3 грн за литр А-95 может свидетельствовать о наличии антиконкурентного сговора. «Сговор — это когда у всех операторов рынка одна цена, с совсем небольшой разницей. А если на А-95 цены колеблются в диапазоне от 19 до 22 грн, то о каком сговоре может идти речь? И о каком снижении цен можно говорить, когда в Украине растет курс доллара?», — считает Вячеслав Стешенко, коммерческий директор компании KLO.
Он напомнил, что для украинских операторов стоимость нефтепродукта, акциз, розничный налог и другие расходы исчисляются в валюте, но платится все это в гривне по текущему валютному курсу. А курс гривны уже не первый месяц катится вниз. «Не стоит забывать, что цены выросли и на связанные услуги: электроэнергия подорожала на 15%, газ — на 35%, и с нового года вырос налог на недвижимость на 50%», — добавляет Стешенко.
Учитывая такие настроения, вряд ли можно надеяться, что нефтетрейдеры добровольно пойдут на снижение розничных цен. Поэтому нынешний конфликт вполне может перерасти в затяжную войну между операторами и чиновниками. И если это действительно случится, в первых рядах проигравших могут оказаться рядовые потребители, о благе которых и радеет Минэнерго.
Ведь все штрафы и судебные издержки, которые неизбежно появляются в ходе таких противостояний, трейдеры заложат в будущую цену топлива. То есть компенсируют эти потери за счет потребителей. У операторов говорят, что все «военные» потери они постараются вернуть за полгода-год. Иными словами, снижения цен в среднесрочной перспективе может и не случиться.
Однако в «Укрнафте» не согласны с тем, что действия АМКУ повлияют на цены. «Внимание АМКУ повышает уровень ответственности всех игроков рынка. На ценах нефтепродуктов ПАО «Укрнафта» это не скажется, поскольку при формировании цен компания ориентируется на рыночные факторы», — сообщает пресс-служба компании.
Другие же операторы считают, что чиновникам есть чем заниматься кроме того, чтобы устраивать разбирательства с трейдерами, которые работают легально. «Важный вопрос: почему АМКУ не интересует нелегальная работа подзаборных газовых станций и то, каким образом сформировался этот рынок? Как эти «заправки» могут предлагать цену, состоящую только из себестоимости и наценки, без учета акцизных сборов? Создается впечатление, что у них затратной части на налоги нет. И никто этим вопросом не занимается, никто эти нарушения не расследует», — считает Вячеслав Стешенко.
О потреблении и потребителях
Если цены на бензин в силу каких-то причин станут выше, чем сейчас, вполне вероятно, что покупатели отреагируют на это снижением потребления.
Впрочем, на рынке и так уже не первый день говорят о том, что в 2016 году потребление бензина, скорее всего, сократится по сравнению с 2015 годом. Даже если расследование АКМУ «спустят на тормозах», и оно не будет иметь финансовых последствий для участников рынка.
Дело в том, что в Украине увеличивается количество покупателей, предпочитающих газ бензину. В 2015 году, согласно данным Государственной службы статистики, общее потребление бензинов и дизтоплива в Украине сократилось на 1,48 млн т (16%) и составило 7,81 млн т. Наихудшие результаты показали бензины, валовая реализация которых упала на 22,7% (768,4 тыс. т) до 2,62 млн т. Дизтопливо показало снижение на 12,2% (719,3 тыс. т) до 5,2 млн т. При этом, по данным консалтинговой компании UPECO, в прошлом году рынок LPG сжиженного газа вырос до 1,1 млн т. По сравнению с 2014 годом рост составил 15% (около 160 тыс. т).
Разница в средней цене между бензином и газом сейчас составляет около 10 грн. Поэтому нефтетрейдеры начинают все чаще говорить о том, что многие владельцы авто ставят газовые установки на автомобили, оснащенные бензиновыми двигателями. А также напоминают, что эта тенденция обостряет вопрос нелегальных заправок, торгующих газойлями. Эти игроки не платят налоги и претендуют на то, чтобы за счет дешевизны отобрать у легальных операторов значительную часть объемов реализации этого вида топлива.
«Подзаборники» не платят акциз и выходит, что бюджет страдает дважды: сначала от сокращения продаж «белых» операторов, а второй раз — на уклонении от уплаты налогов от лица незаконных пунктов разлива газа. Все должны работать в одном правовом поле», — говорит Стешенко.
Участники рынка настроены весьма пессимистично, они не видят предпосылок для того, чтобы уровень потребления стабилизировался. Текущая ситуация говорит о том, что и дальше покупать будут все меньше.
«Во-первых, производство и бизнес сокращаются, а значит, и перевозок все меньше. Это влияет на потребление топлива. Во-вторых, у людей денег не прибавилось, и на ближайшие два года перспектив пока не видно, соответственно, ездят более экономно. Единственное, в небольшой перспективе, 6-9 месяцев 2016 г., потребление автогаза будет расти за счет потребителей, которые еще не успели за два года (2014-2015 гг) перевести автотранспорт с бензина на газ», — считает Виталий Шаповал.
Без видимой логики
На фоне того, что потребление нефтепродуктов неуклонно падает, выглядят странными действия трейдеров, которые, во-первых, продолжают инвестировать в расширение сетей, а, во-вторых, предоставляют скидки потребителям более 2 грн на каждом литре.
Впрочем, говоря о росте сетей, игроки уверяют, что реализуют планы прошлых лет. «Это те объекты, которые были заложены ранее. Чтобы законно построить АЗС, необходимо оформить землю, проходить все этапы проектирования и согласования проекта. Это длительный процесс. Поэтому операторы по инерции достраивали объекты, которые были проинвестированы раньше. Здесь правильнее достроить начатый объект, чтобы уже привлеченные инвестиции работали. В 2016 году рост затормозится — инвестировать в рынок, разбавленный нелегалами, сложно, потому что он не прогнозируемый», — говорит Вячеслав Стешенко.
Другие эксперты считают, что крупные сети расширяются за счет поглощения мелких операторов, которые не могут выжить в нынешних условиях. «Плюс крупные операторы активно анонсируют развитие своих инфраструктур для привлечения иностранных дешевых инвестиций или кредитов, которые необходимы для выполнения оборотных средств, поддержания уровня расходной части. Многие привыкли жить за счет растущего потока денег, а не за счет маржинальности», — рассказывает Шаповал.
Есть и такие, кто считает, что развитие сетей является инструментом выживания для некоторых операторов. «Учитывая рыночную конъюнктуру, многие операторы ушли от строительства собственных АЗК и сделали ставку на аренду. Кризис — для кого-то крах, а для кого-то возможности и огромные перспективы. Успех ждет тех, кто сможет быть многовекторным, способен быстро улавливать тенденции», — считает Александр Мельничук, директор департамента стратегического маркетинга компании «Стейт Оил», которая управляет сетью АЗК под брендом «БРСМ-Нафта».
Если кто-то и планирует пересмотреть планы развития своей сети АЗС, то от скидок покупателям игроки отказываться не собираются. Делают скидки по картам лояльности, устраивают временные акции со значительной скидкой на литр бензина, акции с накоплением баллов на клиентской карточке и т.д.
«Сокращение продаж только ужесточило борьбу за клиента и заставило компании пересмотреть свои стратегии. Если в 2014 году все делали ставку на маркетинговые активности, то в 2015 все кардинально изменилось и большинство компаний ушли в ценовое противостояние», — говорит Мельничук.
Стоит отметить, что от руководства «Укрнафты» сейчас исходит поток жалоб на низкие мировые цены на нефть, большую дебиторскую задолженность (около 11 млрд грн), из-за которой компания якобы не может вовремя платить налоги (10,2 млрд грн), прочие выплаты и многое другое. 17 февраля на брифинге в Киеве глава правления «Укрнафты» Марк Роллинс заявил: «Дебиторские задолженности перед компанией не безнадёжны. «Укрнафта» уже вернула себе более 1 млрд грн долгов и заплатила дивиденды за 2011-2014 гг. в суме 2,4 млрд грн. Сейчас компания разрабатывает программу по уменьшению дебиторских задолженностей. Списываться с баланса они не будут». Исходя из этого можно предположить, что в ближайшем будущем «Укрнафта» может поднять розничную цену своего бензина, поскольку намерена компенсировать потери от стремительного падения цен на нефть.
По мнению игроков, при желании у государства есть возможность следить за ценами, определяя верхний разумный индикатив цен на стелах. Но следить, а не диктовать, какой именно должна быть цена. «Для этого надо: отслеживать котировки; отслеживать, кто и сколько завозит и по каким контрактным ценам (информация есть в таможне). Можно установить по регионам индикатив расходов «доставка от границы в регион», индикативы расходов «нефтебаза-перевалка», «норма-прибыли» и т.д. При выстраивании системы необходимо предусматривать, чтобы это не превратилось из «картельного сговора операторов между собой» в «картельный сговор операторов с чиновниками АМКУ», — говорит оператор, пожелавший остаться неназванным.