Разрешения получать физлицам электронные деньги из-за границы недостаточно для прихода новых платежных систем
Национальный банк разрешил физлицам-резидентам получать из-за рубежа электронные деньги, выпущенные эмитентом-нерезидентом. До сих пор это могли делать только юрлица. Новая норма утверждена постановлением НБУ №65 «О внесении изменений в Положение об электронных деньгах в Украине», которое вступило в силу 13 февраля.
Запрет на получение физлицами электронных денег от нерезидентов был одним из основных барьеров для прихода в Украину международных электронных платежных систем, таких как PayPal, ApplePay и прочих.
Поэтому решение НБУ было вполне ожидаемо и бесспорно стало шагом вперед. В недрах регулятора действительно уверены, что либерализировали регулирование операций с электронными деньгами. Однако эксперты не так оптимистичны в своих оценках, поскольку к тексту изменений есть определенные вопросы.
О хорошем
Разрешив пользователям-резидентам получать деньги от нерезидентов, Нацбанк не конкретизировал статус того самого нерезидента. Благодаря этому отправителем электронных денег может выступать как нерезидент-физлицо, так и нерезидент-юрлицо. Это, безусловно, является плюсом. «Фактически легализируются P2P-переводы (технология передачи информации в интернете, при которой компьютер каждого участника является одновременно и клиентом, и сервером, – Ред.) между физлицами резидентами и нерезидентами, а также переводы от компаний-нерезидентов, например, в оплату услуг, предоставляемых физлицами-резидентами, например, оплату ИТ-услуг», — комментирует нововведение руководитель юридического отдела платежной системы MoneXy Марина Масло.
Новые правила также позволят резидентам, предоставляющим различные услуги за границу, проще получать оплату от нерезидентов. «Это, в свою очередь, приведет к обострению конкуренции между платежными системами и улучшению качества услуг, удобства и т.д», — заметила аналитик ИК Adamant Capital Инна Звягинцева.
Что непонятно
Постепенная либерализация сферы электронных денег, безусловно, является положительной тенденцией. Правда, пока вряд ли можно говорить о том, насколько вырастет этот рынок благодаря нововведениям. Ведь до конца не ясно, как упомянутые изменения будут реализованы на практике.
Дело в том, что правовые акты НБУ содержат некоторые противоречия. Например, в п.1 раздела 8 положения об ЭД сказано следующее: «Пользователь имеет право использовать электронные деньги, выпущенные эмитентом-нерезидентом как способ платежа за товары в пользу нерезидента, в международной системе интернет-расчетов». Между тем, в п.3 раздела 8 положения (изменения) говорится о том, что электронная система платежей должна обеспечить погашение электронных денег, полученных физлицом от эмитента-нерезидента, путем переведения на банковский счет получателя в украинском банке. «Получается, что физлицо-резидент не может использовать полученные от нерезидента электронные деньги в качестве оплаты за товары нерезидентов», — считает Марина Масло.
В то же время адвокат Ростислав Кравец считает, что эту норму не следует трактовать как принуждение к обязательному погашению электронных денег. По его мнению, норма обязывает переводить электронные деньги на банковский счет лишь по требованию получателя.
Кроме того, как отмечает Кравец, само по себе разрешение получать электронную валюту от эмитентов-нерезидентов, к сожалению, не решает всех проблем с обращением электронных денег в стране и приходом к нам таких крупных расчетных систем, как тот же PayPal. Дело в том, что в Украине до сих пор четко не определены правила, по которым именно эти субъекты финансового рынка должны работать внутри страны, не решен вопрос с прозрачностью условий работы НБУ. Поэтому даже если кто-то и придет в Украину, очень велик риск того, что у нас элементарно не окажется в наличии механизмов, позволяющих выполнить предписания того же Национального банка.