За полгода Нацбанк распродал $600 млн
НБУ сокращает продажу валюты, увеличивая ее покупку. Но картина пока не радужная — за шесть месяцев сальдо отрицательное: НБУ купил $1,3 млрд, а продал $1,9 млрд.
Сегодня директор департамента открытых рынков НБУ Сергей Пономаренко рассказал, как центробанк работал на валютном рынке. В июне Нацбанк купил $240 млн, потратив на интервенции $30 млн. НБУ третий месяц сокращает продажу валюты на межбанке и второй месяц подряд увеличивает объемы покупки. И в мае, и в июне он купил больше, чем продал.
Что помогло Нацбанку? Во-первых, он не продает валюту НАК «Нафтогаз». Как и требовал МВФ, НАК теперь самостоятельно выходит на межбанк. Во-вторых, на рынке уже есть «лишняя» валюта. Средние продажи валюты в июне снизились до $241 млн в день против $263 млн в мае. Правда, продавцов еще много. «На межбанковском рынке мы наблюдаем излишек иностранной валюты. Спрос постоянно меньше, чем предложение», — отметил Пономаренко.
Интервенции НБУ на межбанке
Данные НБУ, $ млн
Правда, по итогам первого полугодия все еще преобладает чистая продажа валюты. За шесть месяцев Нацбанк продал $1,9 млрд — на $600 млн больше, чем купил. К тому же участники рынка напоминают, что чистое предложение валюты на рынке создано искуственно. «Это — заслуга ограничений на валютном рынке, — уверен начальник отдела по работе с долговыми инструментами на локальном рынке ИК Concorde Capital Юрий Товстенко. — Нацбанк по-прежнему вручную регулирует заявки на покупку, которые к тому же удовлетворяются только на четвертый день». Как и раньше, банкам разрешено покупать валюту на позицию в объеме не более 0,1% своего регулятивного капитала в день. А значит, стоит провести либерализацию прямо сейчас — и рынок захлестнет отложенный спрос. Товстенко считает, что Нацбанк будет удерживать ограничения до тех пор, пока в страну не направится такой приток валюты от экспорта, инвестиций или займов, который смог бы удовлетворить отложенный спрос.
Конкретного плана по покупке-продаже валюты на межбанке в будущем у Нацбанка нет. Но конечная цель регулятора остается неизменной — выполнить обещание, данное МВФ, и накопить $18 млрд резервов. К началу лета сумма была почти вдвое меньше — $9,9 млрд. Как уточнил директор департамента монетарной политики и экономического анализа НБУ Сергей Николайчук, добрать «недостачу» должно помочь финансирование от МВФ, Всемирного банка, ЕБРР и других внешних доноров. Но программа сотрудничества с МВФ предусматривает и наращивание резервов за счет приобретения валюты на внутреннем валютном рынке.
Это не означает, что регулятор теперь перестанет выходить с интервенциями на межбанк. В центробанке признают — перекосы курса, как это было в середине июня, в течение дневных торгов возможны. В НБУ такие колебания объясняют тем, что банки сейчас ограничены в объемах операций. И если экспортеры выставили меньше запланированного (или покупателю нужна крупная сумма для исполнения контракта), курс может меняться. «Банки не являются на сегодняшний день активным игроком сами по себе, потому что есть ограничение 0,1%, и они эти перекосы пока не могут через собственную позицию сглаживать. Это функцию выполняет за них сегодня Национальный банк», — напомнил Пономаренко.
Независимые эксперты сомневаются, что даже «прикрутив» продажи валюты, Нацбанк сможет выйти к концу когда на уровень резервов, который требует МВФ. В консенсус-прогнозе, подготовленном МЭРТ, сказано, что резервы составят всего $11,8 млрд. Старший экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь ожидает, что Нацбанк закончит год с $16 млрд в ЗВР. Довольно оптимистичный прогноз основан на предположении, что во втором полугодии не будет серьезного роста импорта, в особенности энергетического, а цены на основные экспортные товары не будут снижаться. В этом случае текущий счет сможет показать небольшой плюс. Кроме того, для того, чтобы прогноз сбылся, правительству нужно успешно провести реструктуризацию госдолга, чтобы сэкономить на выплатах по суверенным и квазисуверенным долгам. Множество разных «если» делают прогнозы довольно хрупкими. Если, например, НАК «Нафтогаз» придется увеличить закупки газа в преддверии отопительного сезона, то объем ЗВР окажется ближе к $13 млрд, — ожидает главный экономист ИК Dragon Capital Елена Белан. Все эти риски все еще актуальны. Цена газа на вторую половину года все еще не определена, переговоры о реструктуризации продолжаются, а цены на сталь и зерно не снижаются лишь месяц.