налоги 2016

Такой дисбаланс разрушает конкурентную среду и поддерживает коррупцию

В распоряжении Hubs оказалась детальная информация Государственной фискальной службы (ГФС) относительно сальдо расчетов налогоплательщиков с бюджетом  – долгов одних налогоплательщиков перед бюджетом, а также долга бюджета перед другими налогоплательщиками.

Эти цифры свидетельствуют о том, что налоговики относятся к разным предприятиям совсем не одинаково. К недобросовестным налогоплательщикам, которые имеют огромную задолженность перед бюджетом, ГФС относится мягче, чем к их добросовестным собратьям. В результате фискалы на сегодня выбили из честно работающих налогоплательщиков наперед значительно больше, чем должны бюджету их недобросовестные конкуренты.

 Масштабы дисбаланса

Обычно, когда критикуют деятельность ГФС, много говорится о налоговых переплатах предприятий в госбюджет, о задолженности бюджета перед предприятиями по возмещению НДС и прочих способах изъятия оборотных средств у бизнеса, которыми пользуются налоговики. Для субъектов хозяйствования это крайне болезненная тема, ведь только налоговые переплаты предприятий и невозмещенный налогоплательщикам НДС в сумме составляют более 60 млрд грн (см. «Динамика задолженности по возмещению НДС на текущие счета предприятий в период с 2010 г. по 01.09.2016 г.» и «Динамика переплаты налогов предприятиями в период с 2010 г. по 01.09.2016 г.»).

налоги 2016

налоги 2016

По данным источников Hubs в ГФС, c учетом других форм изъятий (переплаты по единому социальному взносу (ЕСВ), замораживанию средств на НДС-счетах и т.п.), речь идет об отвлечении средств субъектов хозяйствования в объеме более 90 млрд грн. Этот долг, стремительно выросший в 2014 году, продолжает расти и сегодня, пускай и более медленными темпами. При этом решение проблем возврата этих средств не предвидится не только в обозримом, но и в более отдаленном будущем.

Однако кредитование бизнесом государства в таких крупных размерах — лишь одна сторона проблемы. Другой стороной, о которой не особенно принято говорить, является налоговый долг предприятий. С начала 2014 года его объем вырос на 38,7 млрд грн (до 54,2 млрд грн), или в 3,5 раза! (см. «Динамика налогового долга предприятий за период с 2010 г. по 01.09.2016 г.»).

налоги 2016

Впрочем, часть этого долга числится за предприятиями, которые находятся в процедурах банкротства. Если же оценивать долг нормально работающих предприятий, то он за тот же период вырос на 36,1 млрд грн, или почти в 5 раз (!), и составляет сегодня 45,6 млрд грн.

К этому стоит добавить еще и рост долга по уплате ЕСВ. Он с 2014 года вырос почти в 3 раза! (См. «Динамика задолженности предприятий по уплате единого социального взноса в период с 2010 г. по 01.09.2016 г., млрд грн»).

 налоги 2016

Добавим, что долги растут даже несмотря на их перманентное списание в связи с признанием субъектов хозяйствования банкротами. Дисбаланс потрясающий: у одних отбирают то, чего они госбюджету не должны, а другим дают спокойно работать при том, что они не платят в бюджет то, что обязаны! И речь идет даже не о десятках, но о сотнях миллиардов гривен. О какой нормальной конкурентной среде в экономике при подобных условиях может идти речь?

Немного о конкурентной среде

Налоговый долг по рентной плате за пользование недрами с 2014 года вырос в 106 раз! (См. «Динамика задолженности предприятий по рентной плате за пользование недрами в период с 2010 г. по 01.09.2016 г.»).

налоги 2016 Стоит ли говорить, что львиная доля этого прироста создана «Укрнафтой», и стоит ли называть того, кому по факту предоставлены некие налоговые каникулы? Рекордный объем долга пока еще числится за НДС, хотя рента быстро сокращает разрыв. (см. «Динамика задолженности предприятий по уплате НДС с произведенных в Украине товаров в период с 2014 г. по 01.08.2016 г.»).

налоги 2016

Никто не собирается спорить с тем, что рост налогового долга имеет объективные предпосылки вследствие катастрофической ситуации в экономике. Однако, во-первых, власть ничего не делает, чтобы эту ситуацию исправить – хаотичные изменения налогового законодательства, направленные по большей части на усиление фискального давления, лишь усугубляют ее. А во-вторых, экономический кризис никак не объясняет наличие дисбаланса между гигантским налоговым долгом одних предприятий и изъятием оборотных средств в еще больших объемах — у других.

налоги 2016

*

Top