Главная причина – рост цен на нефть
Скачки цен на бензин в Украине начались еще в марте текущего года. Тогда все заправки одновременно повысили цены на 1-1,5 грн за литр топлива и прогнозировали, что этим дело не ограничится. Теперь же участники рынка автомобильного топлива, которых опросил Hubs, уверены, что до сентября текущего года бензин может подорожать на 5%, а то и 10%. Предпосылками для этого считают главным образом рост цен на нефть (марки Brent), которая с декабря 2015-го по 1 июня 2016-го подорожала на 56% ($32,13 до $50,19 за баррель). А также возможные колебания валютного курса. Правда, не все операторы согласны с тем, что валютный фактор до конца лета заметно скажется на цене безина.
Потенциал для роста
Как отмечают операторы рынка, в начале 2015 года цены на нефть достигли своего пятилетнего минимума и после этого могут только расти. «При увеличении цен на нефть стоимость бензина для конечного потребителя вырастет пропорционально», — говорит коммерческий директор сети АЗК KLO Вячеслав Стешенко.
В то же время нефть с начала года подорожала на 56%, а рост цен на бензин в Украине за этот же период составил всего 15%. Эксперты связывают это с несколькими факторами. Во-первых, конечная цена бензина состоит не только из стоимости нефти. По оценкам «Консалтинговой группы А-95», в структуре розничных цен на бензин доля закупочной стоимости бензина на границе составляет 41%, доля налогов – 46%, остальное –логистика, расходы, связанные со сбытом продукции, и т.д.
Кроме того, есть определенная задержка с каждым очередным подорожанием бензина, которая связана с тем, что необходимо время, чтобы произвести бензин из подорожавшей нефти и поставить его в АЗС.
Относительно валютных рисков операторы высказывают разные мнения. Одни считают, что такие риски всегда есть, и как уже писал Hubs, предлагают взимать акциз на топливо не в EUR, как это делают сейчас, а в долларах, чтобы снизить зависимость бензиновых цен от курса валюты.
«При росте курса мы вынуждены реагировать повышением цен для потребителя, поскольку в стоимости топлива на АЗС много валютных составляющих: это и сам нефтепродукт, и его растаможка, и акциз. Если акциз будет начисляться в гривне, то валютная составляющая в каждом литре топлива пропорционально снизится, что обязательно отразится и на конечных ценах», — считает Вячеслав Стешенко.
Другие же считают, что валютных скачков в ближайшее время не предвидится. «Мы не ожидаем значительных девальваций и надеемся, что экономика Украины будет постепенно восстанавливаться и даже при незначительном росте цен из-за девальвации рынок нефтепродуктов в 2016 году не будет сокращаться», — говорит Назар Купыбида, директор «Концерна Галнафтогаз» (сеть АЗК «ОККО»).
Сдерживающий фактор
Здесь следует отметить, что рос цен на бензин может способствовать ужесточению конкуренции между операторами рынка. Ведь продажи бензина и дизтоплива падают, а спрос и реализация сжиженного газа растет. Сегодня разница между средними ценами бензина и газа составляет более 2,5 раза (бензин А95 – 22,24 грн, газ – 8,12). «Из очевидных тенденций — рост популярности сжиженного газа с параллельным падением спроса на бензин. В этом году соотношение цен бензина и газа вновь выросло в пользу последнего, что позволяет ожидать роста потребления пропан-бутана на 15-20%. И соответственного падения продаж бензина на 10-15%», — Сергей Куюн, директор ООО «Консалтинговая группа А-95».
Напомним, что в 2015 году, согласно данным Государственной службы статистики, общее потребление бензинов и дизтоплива в Украине сократилось на 1,48 млн т (16%) и составило 7,81 млн т. Наихудшие результаты показали бензины, валовая реализация которых упала на 22,7% (768,4 тыс. т) до 2,62 млн т. Дизтопливо показало снижение на 12,2% (719,3 тыс. т) до 5,2 млн т.
При этом, по данным консалтинговой компании UPECO, в прошлом году рынок LPG сжиженного газа вырос до 1,1 млн т. По сравнению с 2014 годом рост составил 15% (около 160 тыс. т). Соответственно, можно ожидать, что продавцы бензина и дизтоплива, с оглядкой на падение реализации и рыночной доли, будут «аккуратно» повышать цены.
Впрочем, продавец газа, пожелавший остаться неназванным, считает, что у продавцов бензина и так высокие цены. «Когда бензин стоил около 8 грн за 1 л, курс доллара США был 8 грн, а цена нефти была $120 за баррель. Сегодня бензин в среднем стоит около 21 грн за 1 л, чуть меньше чем $1, но при этом цена нефти $50 за баррель. Продавцы бензина завышают цены. Путем нехитрых подсчетов, учитывая, что доля закупочной стоимости бензина 41%, можно вычислить, что средняя цена бензина должна быть 16 грн за литр», — говорит он.
Остроты в сложившуюся ситуацию добавляет и тот факт, что сжиженный газ довольно часто продается на нелегальных заправках. А «черные» продавцы контрафактного топлива, которые завозят его в страну и продают полностью нелегально, остались вне досягаемости для новых налоговых изменений, которые вступили в силу в начале текущего года. Легальные же продавцы и даже полулегальные уже успели ощутить усиление фискальной нагрузки.
Поэтому легальные продавцы бензина и дизтоплива уповают на власть, ожидая от нее решительных действий против нелегальных продавцов газа. «Многое будет зависеть от того, будет ли наведен порядок с розничным акцизом. Привлекательность сжиженного газа не в последнюю очередь растет из-за массовой неуплаты этого налога нелегальными трейдерами», — считает Стешенко.