Как налоговые новации ударят по бензиновому контрафакту

Нефтетрейдеры согласны на увеличение налогов, если уменьшится «тень»

Как уже писал Hubs, новая редакция налогового кодекса, который был принят в конце минувшего 2015 года, вводит новый механизм администрирования акцизного налога на нефтепродукты. Причиной для таких изменений стало чрезмерное увеличение на рынке компаний, которые уклоняются от уплаты акциза и торговали некачественным (контрафактным) бензином. В результате значительная часть рынка оказалась в тени.

Чтобы «отбелить» рынок нефтепродуктов, правительство при лоббировании легальных поставщиков усложнило администрирование уплаты акцизного налога на них, предложив создать с 1 апреля 2016 г. по сути электронную систему контроля над оборотом топлива. Система предусматривает внедрение акцизных налоговых накладных, ведение их единого реестра. Также 1 марта 2016 г. акциз будут взимать не с массы (кг или тонны), а с объема (с литра). Ставки акцизного налога подняты в среднем на 13%. Как прогнозировал Hubs, в краткосрочной перспективе повышение ставок налога несколько нивелирует резкое снижение мировых цен на нефть, уменьшение розничных цен составит лишь 0,5-1 грн за 1 л.

От кого очистится рынок

При этом некоторые участники рынка довольно спокойно относятся к увеличению ставок акцизного налога. Их больше волнует вопрос детенизации рынка и уменьшение доли некачественного топлива. Речь идет, прежде всего, о крупных операторах рынка нефтепродуктов, которые поддерживают изменения в налоговый кодекс.

«Посмотрев на новый налоговый кодекс и на новые ставки акцизов, можно спрогнозировать, что, скорее всего, количество контрафакта должно уменьшиться», — говорит Игорь Чернявский, совладелец сети АЗК KLO.

По оценкам сети АЗК ОККО, в 2015 г. доля контрафакта достигла по бензинам около 35%, по ДТ – около 10%. По подсчетам «Консалтинговой группы А-95», в 2015 г. в тени находилось около 24% рынка бензина, ДТ — около 3%, газа — около 3%. Разницу в оценках игроки объясняют отличием методик расчетов.

Эксперты, которых можно назвать идеалистами, полагают, что в результате налоговых нововведений компании, которые частично приторговывали некачественным топливом и уклонялись при этом от налогов, полностью откажутся от этой теневой составляющей своего бизнеса. Останутся лишь те, кому угрозы со стороны налоговиков и правоохранителей нипочем. Как считает директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн, доля таких заправок составляет всего около 3%. «Это заправки, которые торгуют без разрешений и кассовых аппаратов, исключительно за «кеш» топливом, произведенным из непонятного сырья. Их реформами не напугаешь», — считает эксперт.

Бензиновые страсти

Эксперты и участники рынка признают, что проблема с контрафактным бензином значительно острее, чем с дизтопливом и газом. «В отличие от ДТ и газа, бензин легче произвести. Компоненты для его производства в кустарных условиях есть на рынке в большом количестве, их даже импортируют (при этом с большинства компонентов акциз не взимается – Ред.). А вот для изготовления ДТ нужны перерабатывающие мощности, которые тяжело скрыть от контролирующих органов. Кроме того, ставки налогов на бензин существенно выше, чем на ДТ и газ. Поэтому премия при продаже нелегального бензина в 2 раза выше, чем при реализации контрафактного ДТ, и в 4 раза, чем при реализации газа», — говорит Сергей Куюн, директор «Консалтинговой группы А-95».

По словам поставщиков, проблему с некачественным бензином может решить внедрение единого реестра акцизных накладных. Он будет работать в тестовом режиме с 1 марта 2016 года и в полноформатном с — 1 апреля 2016 г.

Ставка акциза — не главное

По мнению Сергея Куюна, самое важное из нововведений — ужесточение системы администрирования уплаты акцизного сбора. Как уже говорилось, увеличение ставок акцизного налога почти на 13% — не главное, что волнует нефтетрейдеров. «Отношение к этому такое: увеличивайте ставки, но главное, чтобы налог платили все. Тогда будет справедливая конкуренция. Не будет такого разброса цен, какой есть у нас, и нет больше нигде в Европе», — рассказывает Куюн.

С этим мнением согласны и крупные игроки рынка. «Надеемся, что введение системы электронного администрирования акцизного налога с электронными акцизными накладными не даст возможности недобросовестным игрокам рынка системно работать и уклоняться от уплаты акциза. Кроме того, введение акцизных ставок на компоненты (платформаты и риформаты), из которых изготавливают «бодягу», существенно усложнит работу недобросовестных игроков уже с начала этого года», — говорит Васыль Дмытрив, руководитель департамента маркетинга сети АЗК «ОККО».

При этом, как рассказал Назар Купыбида, директор «Концерна Галнафтогаз», в который входит сеть АЗК «ОККО», операционные расходы у легальных поставщиков вырастут минимально, поскольку система электронного администрирования акциза не требует значительных затрат на обслуживание и не повлияет на цены на топливо. «Для внедрения системы нужно будет понести определенные разовые расходы на настройку автоматических процедур генерации и обмена электронными акцизными накладными. Сейчас детальные процедуры администрирования еще не опубликованы, но в законе достаточно четко прописан алгоритм работы формулы», — говорит г-н Купыбида.

Налоговики в борьбе с бензиновым контрафактом

Следует сказать, что до сих пор у контролирующих органов, и налоговиков в том числе, было не слишком много успехов в борьбе с контрафактным топливом.

Например, как сообщали СМИ, в течение 2015 г. в судах находилось около 25 судебных исков со стороны Госгорпромнадзора, ГСЧС, Киевсовета о закрытии газовых заправок компании «Барс 2000» в Киеве из-за несоблюдения норм функционирования автозаправочных станций. Публичной информации о судебных решениях на сегодня нет. Причем большинство из остановленных заправок работает до сих пор. Чтобы сократить контакты с контролирующими органами до минимума,  компания периодически меняет юрадрес. Согласно данным информационно-ресурсного центра, в 2015 году ООО «Барс 2000» (учредитель Геннадий Гладченко) дважды сменило адрес местонахождения юридического лица: в Киеве с Оболонской набережной, 3, корпус 3, кв.64 в начале 2015 г. на ул. Бережанскую, 12-Б в Киеве, а летом адресом «прописки» компании стала Донецкая обл., г. Мариуполь, ул. Громовой, 56 (сектор «М» зоны проведения АТО).

Кроме того, в конце июля 2015 года на сайте Государственной фискальной службы появилось сообщение о том, что налоговая милиция расследовала уголовное дело об уклонении от уплаты налогов в особо крупных размерах оператора сети АЗС. Эксперты предполагают, что речь опять-таки о заправках компании «Барс 2000». Тогда провели 13 санкционированных обысков в помещениях двух теневых офисов инкассаторов и на двух заправочных станциях, в помещениях банков, а также в домах и в автомобилях фигурантов уголовного производства. В результате обысков было изъято 3,8 млн грн наличными и в депозитных банковских ячейках, печать «карманной» фирмы-нерезидента (регистрация — Шотландия), от имени которой злоумышленники оформляли импорт сжиженного газа на территорию Украины.

В Государственной фискальной службе Hubs сообщили, что досудебное расследование по этому делу якобы продолжается. Подробности налоговики не раскрывают, ссылаясь на тайну следствия.

*

Top