Формула-1 – бизнес стоимостью $10 млрд

Как и на чем зарабатывает главная мировая автогонка

27 ноября в Абу-Даби пройдет заключительный, 21-й этап чемпионата мира по кольцевым автогонкам Формула-1. Этот турнир называют «королевскими гонками» не только за рекордные скорости, но и за огромные денежные суммы, которые в нем вращаются. Оборот средств десяти команд Формулы-1, участвовавших в чемпионате 2015 года, составил $2,7 млрд.

В первом квартале 2017 года будет окончательно закрыта сделка по приобретению корпорацией Liberty Media контрольного пакета акций у группы компаний, контролирующих Формулу-1. Стоимость пакета составит $4,4 млрд. Кроме того, покупатель возьмет на себя долг прежнего владельца, составляющий $4 млрд.

Очевидно, если за владение Формулой-1 дают такие деньги, там есть во что и ради чего инвестировать. Что именно – в этом разбирался Hubs.

Цирк на колесах

Нынешний сезон – 67-й в истории Формулы-1. За период с 1950 года эта гоночная серия завоевала интерес публики, медиа и рекламодателей. Со временем упорядочилась система привлечения и распределения финансов в Ф-1, и цифры постоянно растут. Самый великий гонщик Ф-1 немец Михаэль Шумахер, заработавший благодаря своим успехам $780 млн, постоянно входил в топы рейтингов самых богатых спортсменов мира.

Принцип чемпионата таков. В календаре значится серия гонок, состоящая из этапов, именуемых Гран-при. Этап, всегда проходящий в уик-энд, состоит из свободных заездов, квалификации и гонки. В сезоне 2016 года в чемпионате участвуют 11 команд, в календаре – 21 этап. За спортивную составляющую чемпионата (регламент, правила, технические моменты) отвечает Международная федерация автоспорта (FIA), за коммерческую составляющую – компания Formula One Administration (FOA). Дочерней компанией FOA является Formula One Group, та самая, которую покупает корпорация Liberty Media.

Этапными вехами в истории Формулы-1 стало введение в 1958 году наряду с чемпионатом пилотов Кубка конструкторов – соревнования команд (за каждую выступают по два пилота), а затем заключение в 1981 году договора согласия — основополагающего соглашения о проведении чемпионата Формула-1. Договор согласия подписывают команды-участницы Ф-1, FIA и FOA. Действующий сегодня договор согласия был заключен в 2013 году на семь лет – до 2020 года. Согласно ему, в частности, доля команд в распределении доходов Ф-1 составила 60%.

Формулу-1 в шутку называют «Большой цирк, который гастролирует девять месяцев в году». Столько длится сезон. Официально Ф-1 считается самым дорогим видом спорта – в силу баснословной стоимости автомобилей (болидов), высоких зарплат ведущих гонщиков и персонала, больших расходов на обустройство автодромов и т.п.

(См. таблицу «Топ-10 самых богатых пилотов Формулы-1 за всю историю»)

sport_1-2

Доходы хозяев цирка

Формула-1 контролируется холдингом Formula One Group с очень сложной системой акционеров. Холдинг владеет коммерческими правами на чемпионат и его трансляцию до 31 декабря 2110 года. Прежний контракт с FIA истекал в 2010 году, но еще в 2001 году он был продлен на следующие 100 лет – за более чем скромную для такого срока сумму $313,6 млн.

Сумма выглядит тем более скромной, что только за право проведения гонки местные промоутеры ежегодно выплачивают группе Formula One порядка $500 млн. В среднем организаторы одного Гран-при могут платить по $30 млн в год. Суммы платежей растут едва ли не ежегодно, а каждой новой стране Гран-при обычно обходится намного дороже, чем старым участникам.

На взносах от организаторов Гран-при заработки группы Formula One не заканчиваются. На новых автодромах компания получает деньги от всей рекламы, размещенной в зоне проведения этапа F1, которую видят посетители автодрома и телевизионная аудитория всего мира в сотни миллионов человек. При этом местный промоутер не имеет права напрямую размещать здесь рекламу своих спонсоров и не получает долю доходов от рекламы, которую размещает хозяин чемпионата.

У многих Гран-при и автодромов, на которых они проводятся, есть титульные спонсоры: например, Гран-при Австралии, с которого стартует сезон, спонсирует Rolex, Гран-при Китая – UBS, Гран-при Бельгии – Shell, а финал сезона – Гран-при Абу-Даби – Etihad Airways.

Также группа Formula One зарабатывает на программах VIP-гостеприимства. Во время Гран-при ложи занимают и звезды шоу-бизнеса, и члены монарших семей, масса участников списка Forbes и руководители крупнейших компаний. Официальная зона гостеприимства F1 называется Formula One Paddock Club.

По оценке издания Formula Money, от рекламы на автодромах и в Paddock Club группа Formula One может выручать свыше $300 млн в год – это третья после взносов местных организаторов и продажи ТВ-прав статья доходов группы. Владелец прав на чемпионат забирает и другие доходы: например, арендную плату, которую спонсоры команд и самой F1 вносят за право разместить в парке развлечений на территории автодрома павильоны для рядовых зрителей.

Что получают организаторы Гран-при

Если хозяева Формулы-1 забирают себе столько денег, то что же остается местному промоутеру, и почему все новые и новые страны выстраиваются в очередь за право провести у себя этап самых дорогих в мире автогонок?

Местные организаторы получают доходы от продажи билетов, собственной зоны VIP-гостеприимства и продажи собственной атрибутики. Кстати, торговлю официальной атрибутикой Ф-1 и команд тоже контролирует группа Formula One. Кроме того, на местах зарабатывают на дистрибуции одежды и сувениров, посреднических услугах при аренде транспорта и размещении гостей.

Фомула-1 – это знаковое статусное имиджевое мероприятие. Проведение Гран-при имеет большое экономическое значение для самого города и страны в целом. Посетители гонки останавливаются в отелях, проводят время в кафе и ресторанах, пользуются транспортной инфраструктурой. В результате города зарабатывают от $100 млн до $500 млн.

Когда в марте 2011 года Гран-при Бахрейна пришлось отменить из-за  политических волнений в стране, финансовые потери составили около $100 млн, половина суммы пришлась на команды Формулы-1. Тогда генеральный промоутер Ф-1 Берни Экклстоун не стал требовать возмещения убытков от Бахрейна, признав ситуацию форс-мажором.

В свое время в Украине поговаривали о перспективе провести этап Формулы-1 в Крыму. Примерно в те же годы в Объединенных Арабских Эмиратах построили трассу «Яс Марина», на которой и пройдет Гран-при Абу-Даби. Стоимость строительства составила $1,32 млрд. Об этапе Ф-1 в Крыму уже давно не говорят.

formula_1

Бухгалтерия команд

Команды Формулы-1 зарабатывают двумя способами – на спонсорских контрактах и на призовых от менеджмента чемпионата.

Первый путь – это спонсорские контракты. Иногда вместо денежных вливаний предусматривается техническая поддержка, но в основном в контарктах прописываются очень серьезные суммы: например, команда «Феррари» получает более $200 млн ежегодно от брендов Shell, Santander и Puma. Среди товаров и услуг, которые представляют несколько сот спонсоров команд F1, буквально все – от шампуней, обуви, мобильных телефонов и часов до бензоколонок, отелей и финансовых услуг.

За право разместить свой логотип на болиде, комбинезонах пилотов и форме команд крупнейшие спонсоры выкладывают десятки миллионов долларов в год. Один большой логотип на заднем антикрыле, воздухозаборнике или боковых понтонах машины одной из лидирующих команд может обойтись спонсору минимум в $25 млн. Маркетологи просчитали, что разные места на машине дают разную маркетинговую отдачу.

Чтобы провести сезон, командам требуется много денег. Например, менеджер команды «Торо Россо» Франц Тост говорит, что команде такого уровня на сезон нужно около €150 млн. Исходя из этой суммы, команда и рассчитывает, сколько будет стоить спонсорам сотрудничество с ней.

«Самое дорогое место для рекламы – на монококе, это €45–50 млн. Рядом с мотором – около €40 млн», – рассказывает Франц Тост, отмечая, что суммы различаются в зависимости от команды, и в топовых командах они намного больше.

Серьезным ударом для команд Ф-1 в свое время (2007 год) стал запрет на рекламу табачных брендов. Но алкогольные компании сохранили свои позиции.

Большинство команд и спонсоров не раскрывают суммы бюджетов и контрактов. Но известно, что крупнейший спонсорский контракт в Ф-1– у команды «Ред Булл»: австрийский производитель энергетических напитков Red Bull владеет командой RBR и в год может выплачивать ей в качестве спонсорского взноса $110 млн.

И это делается не только из любви к спорту. После побед пилота «Ред Булл» Себастьяна Феттеля продажи напитка Red Bull в Германии существенно выросли. Недаром философию Формулы-1 иногда определяют фразой «В воскресенье гоняйся – в понедельник продавай».

Другой источник выручки формульных команд – призовые деньги или доля команды от выручки всей серии Формулы-1, которая поступает от соглашений с телеканалами, гостиничным бизнесом, спонсорами, принимающими гонки автодромов (те самые $30 млн за этап). Как уже отмечалось, согласно договору согласия команды делят между собой чуть больше 60% прибыли Ф-1 (например, в 2013 году она составила $800 млн). Эти деньги выплачиваются через компанию Formula One Management (FOM) — еще одну дочку Formula One Group. Суммы выплат неравномерные: лидеры получают большие суммы, аутсайдерам достаются крохи (См. таблицу «Бюджеты команд Формулы-1 по итогам 2015 г.»).

sport-1

Оставшаяся прибыль достается акционерам Формулы-1.

При всех впечатляющих суммах поступлений очень мало команд Ф-1 по итогам сезона выходят в плюс – из-за очень больших расходов. Так, в 2015 году общие затраты всех 10 команд чемпионата составили $1,73 млрд, в среднем – по $173 млн на каждую. Прибыльной стала только команда «Ред Булл» ($8,68 млн). Четыре команды вышли в ноль, а пять команд закончили сезон с убытками, причем наиболее убыточными оказались «Уильямс» и «Мак-Ларен», получившие минус в размере $37 млн каждая.

Кстати, минус «Мак-Ларена» почти равен годовой зарплате ведущего пилота команды Фернандо Алонсо.

(См. таблицу «Топ-10 пилотов Формулы-1 с самыми высокими зарплатами в сезоне 2016 г.»)

sport_2

Плата за проезд

Примечательно, что не все пилоты Формулы-1 получают деньги за свою работу. Есть пилоты, которые, наоборот, платят за свое участие в самых престижных автогонках мира. В Ф-1 имеет место феномен так называемых рента-драйверов – пилотов, чье участие в «королевских гонках» оплачивают богатые спонсоры. Зачастую они вытесняют не менее способных, но при этом бедных конкурентов, за чьими плечами не стоят могущественные покровители.

Наплыв пилотов с толстыми кошельками многие эксперты связывают с мировым финансовым кризисом 2008 года, который вынудил большинство команд Формулы-1 в спешном порядке искать деньги и спонсоров. Очевидно, что практика приглашения рента-драйверов изначально является бесперспективной. Делая ставку на богатых, но медленных пилотов, команды ставят под угрозу сам факт собственного существования. Такая политика стоила командам «Минарди», «Спайкер» и другим аутсайдерам места на карте Ф-1.

Тем не менее, практика рента-драйверов продолжается. Так, в сезоне 2017 года место завершающего карьеру Фелипе Массы в команде «Уильямс» займет Лэнс Стролл, сын канадского бизнесмена Лоуренса Стролла. Стролл-старший вложил в дебют своего сына в Формуле-1 порядка $80 млн. Помимо $35 млн официальных платежей, Лоуренс заплатил еще $45 млн в качестве оплаты тестовых программ с командой «Уильямс».

*

Top