Hubs публикует перечень запрещенных ко ввозу в Россию украинских товаров
С началом 2016 года стартовал новый виток торговой войны между Украиной и Россией. Украинскими СМИ этот вопрос рассматривается преимущественно в политической плоскости. Между тем значительная часть украинского бизнеса по-прежнему завязана на торговлю с Россией (в особенности это касается экспортных производств). И она на сегодня оказалась заложником ситуации, связанной с вакуумом информации относительно нового режима торговли с Россией. Hubs публикует информацию об общей картине, сложившегося статус-кво во внешнеторговых отношениях Украины и России.
Нормативка сторон
Итак, как неоднократно заявляли представители российского руководства, в случае вступления в силу экономической части соглашения об ассоциации Украины с ЕС российской стороной будут приняты две основных меры в отношении украинских товаров:
1. На них будет распространено действие постановления правительства РФ от 07.08.14 г. №778 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». Этим постановлением еще летом 2014 года было введено эмбарго на ввоз определенного перечня сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются страны, применившие санкции по отношению к РФ.
2. Они будут исключены из режима свободной торговли, предусмотренного Договором о зоне свободной торговли, который был подписан в г. Санкт-Петербург 18.10.2011 г.
Норма об эмбарго в отношении украинских товаров вступила в силу с 01.01.2016 г. автоматически, поскольку распространение действия постановления №778 на товары, страной происхождения которых является Украина, было предусмотрено еще постановлением правительства РФ №842 (от 13.08.2015 г.). Также стоит отметить, что изначально контрсанкции, предусмотренные постановлением №778, действовали до 05.08.15 г. Однако после летнего продления санкций против России на полгода его действие было продлено сразу до 05.08.2016 г.
А вот приостановление действия договора о ЗСТ потребовало издания нового документа. Им оказался указ Президента РФ №628 от 16.12.2015 г. «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора о зоне свободной торговли в отношении Украины». Издан он был со ссылкой на п. 4 ст. 37 федерального закона №101-ФЗ от 05.07.1995 г. «О международных договорах Российской Федерации», согласно которому:
«Действие международного договора Российской Федерации, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации принималось в форме федерального закона, может быть приостановлено Президентом Российской Федерации в случаях, требующих принятия безотлагательных мер, с обязательным незамедлительным информированием Совета Федерации и Государственной Думы и внесением в Государственную Думу проекта соответствующего федерального закона.
В случае отклонения Государственной Думой проекта федерального закона о приостановлении действия международного договора Российской Федерации действие договора подлежит незамедлительному возобновлению».
В ответ украинский Кабмин 30 декабря 2015 г. принял сразу два постановления:
1. Постановление №1146 «О ставках таможенной пошлины относительно товаров происхождением из Российской Федерации» (что любопытно, действие Договора о ЗСТ украинской стороной формально приостановлено не было, что, видимо, является юридическим ляпом).
2. Постановление №1147 «О запрете ввоза на таможенную территорию Украины товаров происхождением из Российской Федерации», в котором определен соответствующий перечень товаров.
Неприятным сюрпризом стало издание президентом РФ 1 января 2016 г. указа №1 «О мерах по обеспечению экономической безопасности и национальных интересов Российской Федерации при осуществлении международных перевозок грузов с территории Украины на территорию Республики Казахстан через территорию Российской Федерации». В соответствии с этим документом был запрещен прямой транзит грузов из Украины в Казахстан, которые теперь следует осуществлять через определенные указом пункты пропуска на белорусско-российской границе и с соблюдением целого ряда условий, которые де-факто на сегодня не могут быть выполнены. В результате, по оценкам экспертов, украинские перевозчики потеряют около $180 млн.
Какая картина получилась в итоге c экспортом-импортом товаров?
Запрет
В итоге с 01.01.16 г. в Россию запрещен ввоз товаров украинского происхождения согласно перечню, утвержденному вышеупомянутым постановлением правительства РФ №778 – посмотреть перечень можно по ссылке.
Отметим, что запрет Украины на поставки из России коснулся 43 товарных позиций (в отдельных случаях подгрупп или групп), из которых 33 относятся к продукции сельского хозяйства и пищепрома (товарные группы 1-24 УКТ ВЭД), а еще семь — к продукции химпрома. Масштаб ввоза запрещенных позиций из России очень скромен. Достаточно сказать, что по данным Госстата Украины, по итогам 9 месяцев 2015 г., наиболее крупной запрещенной позицией по случайному стечению обстоятельств оказался… шоколад (1806310000 согласно УКТ ВЭД), которого было поставлено на $11,1 млн, на втором месте – гербициды на $10,7 млн. Ряд позиций товаров вообще не поставляется из России в Украину. Суммарно по итогам 2015 г. запрещенные теперь к поставке из России в Украину товары вряд ли были ввезены на сумму свыше $100 млн.
В российском же запретном перечне на украинскую продукцию – 52 товарные позиции (в отдельных случаях подгруппы или группы). Все относятся к товарным группам 1-24 ТН ВЭД ТС, то есть речь идет о продукции сельского хозяйства и пищепрома. Основные поставки происходили по трем «мясным» товарным позициям (0201 – мясо КРС свежее или охлажденное; 0202 – мясо КРС замороженное и 0203 – свинина свежая, охлажденная или замороженная) – за 9 месяцев 2015 г. экспорт из Украины в РФ этой продукции составил $98 млн.
По остальным товарам, попавшим под российское эмбарго, масштабы экспорта существенно меньше (в том числе в результате ранее принятых Россией ограничений). Поэтому по итогам 2015 г. общий экспорт запрещенных теперь к экспорту украинских товаров вряд ли превысил $150 млн.
Пошлины
В отношении же всех прочих товаров украинского происхождения Россией будут применяться ставки ввозных пошлин в рамках Единого таможенного тарифа ЕвразЭС.
Средневзвешенная ставка российских (а теперь и ЕвразЭС) ввозных пошлин в рамках ВТО (для всех стран) с сентября 2015 г. снизилась до 5-5,3% (среднеарифметическая – до 8,2%).
Аналогичные меры, как указывалось выше, были приняты и Украиной. Однако средневзвешенная ставка украинских ввозных пошлин в рамках тех же обязательств перед ВТО (для всех стран) существенно ниже – около 2,7%. Причем на традиционный российский экспорт она зафиксирована в основном на уровне 0%.
Соответственно «пошлинная» война (без учета товаров, на которые введен прямой запрет) в большей степени негативно отразится на украинских экспортерах в Россию, чем на российских экспортерах в Украину.
Но дело не только в пошлинах. С приостановкой действия договора о ЗСТ приостанавливаются и упрощенные процедуры различных видов контроля: санитарного, фитосанитарного и т.д.
Кроме того, в ЕвразЭС постепенно вступают в силу новые технические регламенты. Именно это может стать главным препятствием для попадания украинских товаров на российский рынок.
Плюс по-прежнему несопоставимыми являются позиции Украины и России во взаимной торговле. По итогам девяти месяцев 2015 г. Россия занимала долю в 16,4% во внешнеторговом обороте Украины. Доля Украины во внешнеторговом обороте России за девять месяцев 2015 г. составила всего 2,7%. Украина для России – на 12-м месте по значимости.