Богдан Кизюн: Телемедицина во время пандемии позволяет сохранить качество и скорость оказания медпомощи

Согласно отчету Silicon Valley Bank, предприятия, работающие в области цифрового здравоохранения, в 2020 году привлекли рекордную сумму инвестиций в размере $15,3 млрд. В этом году рынок цифровой медицины также продолжил расти. К сожалению, точной цифры относительно объемов инвестиций в него еще нет. Но, если верить организации по экономическому прогнозированию Global Market Insights, к 2025 году рост рынка электронных услуг в области здравоохранения достигнет $504,4 млрд.

Чем вызван такой интерес к цифровой медицине, как развитие этого рынка подстегнула пандемия COVID-19 и в каких направлениях будет развиваться телемедицина Hubs рассказал Богдан Кизюн, директор компании «Поліклініка без черг».

— Все говорят, что телемедицина в мире получила развитие именно благодаря COVID-19. Почему именно пандемия стала катализатором роста спроса на такой вид услуг?

— То, что пандемия в разы ускорила развитие цифровых технологий – вполне объяснимая ситуация. Ведь именно телемедицина в условиях COVID-19 стала тем инструментом, который, во-первых, позволяет избежать непосредственного контакта пациента с врачом. Во-вторых, пациент, у которого есть подозрение на COVID-19, может не ехать в медицинское учреждение для консультации с семейным врачом, инфекционистом, пульмонологом или другим лечащим персоналом. Тем самым избегая нежелательных контактов в транспорте, на улице, в очереди к врачу и т.д.

То есть, телемедицина экономит время и пациента (а это может быть несколько часов, которые он тратит на поездку в медучреждение и стояние в очереди), и врача, который может посвятить сэкономленные минуты или даже часы пациентам, которые больше всего в этом нуждаются.

Иными словами, телемедицина во время пандемии позволяет сохранить качество и скорость оказания медицинской помощи и уменьшает угрозу распространения заболевания как врачей, так и пациентов.

— Какие направления телемедицины получили развитие в первую очередь? Складывается впечатление, что в мире сделали ставку на телемедицину в формате «пациент – врач». Украина пошла по тому же сценарию?

— Да, в Украине, как и во всем мире, большую популярность получили телемедицинские консультации в формате врач-пациент. Потому что, во время пандемии люди очень быстро поняли, что им лучше лишний раз не контактировать с врачами или друг с другом в больнице.

Ощутили пользу от телемедицинских консультаций и многие врачи, и в первую очередь семейные. Ведь у многих из них были кейсы, когда к ним в кабинет, в котором обслуживаются и взрослые, и дети приходил пациент и говорил: «У меня тут результат ПЦР теста позитивный, что мне делать?». И как в этот момент должен был чувствовать себя врач, который через 20 минут в этом же кабинете должен был принять ребенка?

А ведь пациент мог бы просто записаться на онлайн-консультацию и не подвергать риску ни врача, ни своих сограждан. Тем более, что множество мобильных приложений, которые появились уже даже во время пандемии, позволяют с легкостью это сделать. Кроме того, записаться на дистанционную консультацию можно практически через все медицинские информационные системы (МИС), достаточно только выбрать в системе «онлайн-прием». После чего пациент в определенное время должен зайти в личный кабинет и, таким образом, попасть на прием к врачу в аудио- или видеоформате.

— Но, ранее, на мой взгляд, в Украине более серьезно занимались развитием телемедицины в формате «врач-врач», а не «врач-пациент»? Что стимулировало развитие именно этого направления, ведь оно начало развиваться задолго до пандемии?

— Да, областные телемедицинские системы в Украине начали развиваться еще в начале 2000-х. В 2005 году стартовал телемедицинский проект в Одесской области. Через пару лет – в Днепропетровской. В Харьковской области, где населенных пунктов достаточно много, с помощью мобильного электрокардиографического оборудования врачи прямо из квартир пациентов пытались получить рекомендации коллег онлайн.

Позже телемедицинские сети начали строить некоторые частные клиники. Но все это были пилотные проекты. На государственном уровне впервые о телемедицине заговорили только в 2017 году, когда был принят Закон «О повышении доступности и эффективности медицинского обслуживания в сельской местности», в котором ясно указывалось, что такое телемедицина, а также как и где ее можно использовать.

После этого телемедицина в формате «врач-врач» начала развиваться активнее, более того, начали создаваться первые телемедицинские сети. Так, к примеру, в 2019 году была создана телемедицинская сеть Medinet в Одесской области, которая уже на старте объединила 90 медучреждений. Там же был создан и первый в Украине областной телемедицинский центр, который координирует работу сети. Менее чем за год работы врачи, которые работают в этой сети предоставили более чем 10 тыс. телемедицинских консультаций.

Телемедицинские IT технологии позволяют общаться врачам в режиме реального времени либо же записываться на плановые консультации. Врачи обмениваются онлайн-консультациями посредством специальной телемедицинской платформы. При этом они могут не только видеть и слышать друг друга, но обмениваться текстовыми и графическими данными, например, рентгеновскими снимками, передавать кардиограмму, результаты УЗИ и пр.

Но самое главное – семейные врачи или фельдшеры, которые работают в удаленной местности, могут получить дополнительное мнение узкого специалиста и не направлять пациента в далекий областной центр на консультацию.

— Кто является инициатором развития телемедицинских сетей в Украине? Это желания местных властей, главврачей клиник, медицинских энтузиастов?

— Во разных регионах по-разному. Где-то телемедицинскую сеть построили благодаря мэрии, где-то областной власти, а где-то с инициативой выступили главврачи или энтузиасты от медицины. Ведь в некоторых клиниках телемедицинские решения были внедрены уже давно, просто не было особой надобности ими пользоваться. А вот когда пациентопоток во время пандемии увеличился, о них быстро вспомнили и начали применять на практике. Что, к слову, позволило медучреждениям значительно повысить качество обслуживания пациентов.

Также примечательно, что с началом пандемии больше инициативы относительно развития телемедицинских сетей начало поступать от местных властей. И тут, справедливо будет заметить, что, когда есть политическая воля, процесс разворачивания телемедицинских платформ проходит в регионах намного быстрее. Взять к примеру Запорожскую область. Здесь, при содействии областных властей, телемедицинская сеть была создана всего за 39 дней! Более того, на базе Запорожской областной клинической больницы открыли второй в Украине профессиональный телемедицинский центр, координирующий предоставление всех телемедицинских консультаций в области. Такими же темпами развернули телемедицинскую сеть в Винницкой и Черкасской областях.

— За время работы телемедицинских сетей в областях уже можно четко выделить основные преимущества именно такого формата?

— Как я уже говорил, в медучреждениях ускорилась оперативность предоставления медицинской помощи пациентам, при чем не только в удаленных районах, но и в больших городах, областных центрах. Ведь, учитывая очереди, которые образовывались в медучреждениях при отсутствии у врачей возможностей консультировать онлайн, значение телемедицины в городах очень быстро оценили.

Другими словами, ограничился пациентопоток, что позволило меньше разносить COVID-19 среди врачей и пациентов – и это второе преимущество телемедицины.

Также внедрение платформ позволяет медучреждениям экономить средства, которые ранее уходили, например, на поездки врачей в районы. Кроме того, один врач может обслужить большее количество пациентов, ведь, если традиционная консультация занимает около 30 минут, то телемедицинская 15-20 минут. И это также влияет на финансовые показатели клиник.

— Всегда ли гладко проходит внедрение телемедицинских технологий в клиниках? Готовы ли к этому менеджмент и персонал медучреждений?

— Я бы слукавил, если бы сказал, что все проходит гладко. Естественно, есть много недовольных. Ведь, если менеджмент медучреждений уже понимает всю пользу телемедицины, то рядовые врачи часто воспринимают необходимость заполнять электронные формы, как еще одну нагрузку к их и так нелегкой работе. Они говорят: «Мы должны лечить, а не заводить информацию в МИС». Но с такими проблемами сталкиваются во всем мире, не только в Украине. Людям свойственно тяжело воспринимать все новое.

— Готова ли Украина к массовому появлению телемедицины в формате «пациент-врач»? Потому что, на мой взгляд, переписывание или общение в Viber вряд ли можно считать телемедициной.

— Более чем готова. У нас большая территория и много жителей. Тем более, уже есть целые области, которые показывают позитивную практику использования телемедицинских технологий в формате «врач-пациент».

Но речь тут действительно идет не об общении по телефону или в мессенджерах, а о телемедицинских консультациях, которые предоставляются посредством специальных систем, в которых хранятся все данные о пациентах, которые могут быть доступны сразу нескольким врачам и пр. И все эти данные должны сохранятся на территории Украины, не в дата центрах Vibera или Telegram, а на серверах в нашей стране.

То есть, нужно понимать, что все новейшие методы дистанционного оказания медицинской помощи врач должен применять не так, как ему вздумается, а исключительно в порядке, установленном законодательством. И такой порядок существует. Он утвержден приказом Минздрава Украины еще от 19 октября 2015 г. № 681 «Об утверждении нормативных документов по применению телемедицины в сфере здравоохранения».

— Какие перспективы развития телемедицины в ближайшие годы? Появятся ли новые направления? Какие услуги еще сможет охватить телемедицина?

— Учитывая то количество инвестиций, которые сегодня вкладываются в цифровую медицину, естественно, что разработчики телемедицинских решений по всему миру ищут какие-либо возможности для расширения услуг телемедицины.

Например, уже давно их внимание сосредоточено на возможностях использования пациентами персональных гаджетов и медицинских устройств на дому, чтобы измерять артериальное давление, температуру, частоту сердцебиения и передавать эти результаты с помощью телемедицинских решений для анализа своему врачу.

Мониторинг с помощью телемедицинских решений может помочь пациентам и врачам взаимодействовать для лечения хронических заболеваний, а также помочь врачам следить за состоянием пациентов, находящихся дома после стационарного лечения или реабилитации после травмы.

Большую надежду разработчики телемедицинских решений возлагают и на искусственный интеллект. Например, ИИ может давать подсказки, которые облегчат врачам сбор истории болезни при приеме с помощью телемедицины. А именно, он может динамически вносить коррективы в вопросы пациенту на основании его ответов. Алгоритмы искусственного интеллекта могут также помогать диагностике заболеваний во время телемедицинских консультаций, особенно это касается меланомы. Еще ряд инструментов с применением ИИ могут предоставлять персонализированные упоминания о приеме лекарственных препаратов и рекомендовать необходимость проверки состояния пациента на основе персональных данных, полученных в результате мониторинга из тех же гаджетов.

*

Top