Финансовый сектор Украины слаб. Почему так?
Финансовый сектор Украины слаб. Почему так?

Что не так с финансовым рынком Украины

Новый расчет Индекса глобальной конкурентоспособности (ИГК) зафиксировал ухудшение состояния финансовой системы Украины. По этому показателю страна оказалась на малопривлекательном 121-м месте в мире. Что нужно сделать, чтобы восстановить кровеносную систему экономики?

Всемирный экономический форум (ВЭФ) делит восемь индикаторов развития финансового рынка на две группы: (а) эффективность рынка; (б) доверие к участникам рынка. ВЭФ опирается не на привычные показатели банковской ликвидности или соотношения финансового сектора с размером экономики страны, он делает акцент на качественной оценке. Иными словами, что говорит бизнес о развитости финансового рынка в той или иной стране. (Индекс надёжности юридических прав берется из исследования Мирового банка Doing Business).

Эта составляющая конкурентоспособности никогда не была «коньком» Украины. И по общей доступности финансовых услуг, и по емкости фондового рынка, и по биржевому регулированию наша страна уже много лет находится во второй сотне стран планеты.

Именно в этой «колонне» ИГК обнаружился показатель, по которому Украина находится на последнем месте в мире. То есть из 140 стран в худшем положении не находится никто. Речь идет о надежности банков. Топ-менеджеры «наградили» этот показатель оценкой 2,57 балла (по семибалльной шкале). Учитывая, что с начала 2014 года в Украине признан банкротом каждый третий коммерческий банк (к началу октября 2015-го Нацбанк объявил о неплатежеспособности почти 60 банков), это неудивительно. Активы банков за последние 14 месяцев сократились со $160 млрд до $57 млрд, отток депозитов населения составил 78 млрд гривен и $13 млрд, убытки от банковской деятельности достигли 100 млрд гривен (рентабельность капитала во II квартале 2015 года составила минус 86,6%).

При этом кризис в отечественной банковской системе по сути не прерывался с 2008 года. Именно тогда стремительно ухудшилась ВЭФовская оценка как надежности банков, так и финансового рынка в целом. Украина- не уникальный случай, это тренд всей Восточной Европы в последние годы. Другое дело, что состояние финсектора нашей страны обвально ухудшалась в 2008–2009 и в 2014–2015 годах, что сделало Украину откровенным аутсайдером в регионе, если сравнивать ее позиции с Польшей, Россией и Грузией.

Уровень развития финансового рынка

Место Украины по отдельным показателям развития финансового рынка


Такое отставание Украины нашло свою оценку в рейтинге ВЭФ. В силу различных причин (нехватка капитала, ограниченный доступ к зарубежным ресурсам, уже ставший цикличным экономический кризис) банковская система в стране остается слабо развитой и является, по большому счету, тормозом развития экономики. При этом доступность финансовых услуг в стране не расширялась (в отличие, скажем, от России и Польши), а регулирование фондового рынка — деградировало. Отечественный рынок ценных бумаг все больше превращается в схемный бизнес. А его капитализация на уровне сотен миллиардов гривен оказалась дутой, что потребовало от Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку взять на вооружение стратегию очистки рынка от «мусорных бумаг». Кроме того, непроведение пенсионной реформы лишает рынок устойчивого источника капитала.

Доступность финансовых услуг

Регулирование фондового рынка


Ситуация в финансовой сфере Украины уже потребовала решительных действий от финансовых властей. Была принята Комплексная программа развития финсектора на период до 2020 года. Она предполагает реализацию реформ по основным четырём направлениям: (1) финансовая стабильность и устойчивое развитие; (2) инфраструктура финансового сектора; (3) защита прав потребителей и кредиторов; (4) институциональная способность регуляторов.

Среди поставленных в документе задач выделим наиболее важные, которые наверняка сделают украинскую экономику более конкурентоспособной:
— очистка балансов финучреждений от проблемных активов, полное формирование резервов по активным операциям;
— жёсткое соблюдение лимитов кредитования крупных заёмщиков и связанных лиц;
— соблюдение показателя достаточности капитала на уровне свыше 10% согласно принципам Базель ІІІ;
— снижение долларизации пассивов банков ниже 40%;
— введение в национальное законодательство единых правил ЕС в отношении свободного движения капитала, либерализация валютного законодательства;
— сокращение количества государственных банков;
— составление новых требований к системам внутреннего аудита в финучреждениях;
— стимулирование развития электронных платежных средств и сервисов;
— введение накопительной системы пенсионного обеспечения (активы второго уровня пенсионной системы должны достичь 10% ВВП, пенсионные сбережения населения — 15% ВВП);
— введение новых требований к листингу ценных бумаг на биржах и к деятельности профессиональных участников фондового рынка;
— обеспечение центральным депозитарием депозитарного учёта всех эмиссионных ценных бумаг;
— введение накопительного страхования;
— создание единого реестра кредитных историй;
— выплата «сгоревших вкладов» клиентам банков за счёт Фонда гарантирования в срок до двух месяцев после фактического банкротства;
— введение эффективного надзора за сектором на основе принципов IOSCO, IAIS, Basel ІІІ, Solvency II, EIOPA, BIS, полный переход на международную систему финансовой отчётности;
— функциональное изменение структуры регуляторов, создание двух мегарегуляторов;
— переход НБУ на режим инфляционного таргетирования (5% в год плюс-минус 1 процентный пункт).

Как свидетельствует опыт других стран, выполнение такой повестки дня реформ обеспечит существенное повышения доверия экономических агентов к финансовой системе, а также расширение спектра оказываемых финансовых услуг. В процессе реформирования необходимо чётко соблюдать этапность совершаемых преобразований. И ни в коем случае не допускать нарушения последовательности выстраивания инфраструктуры рынка.

Между тем, ошибочным является поход к реформированию банковской системы и инфраструктуры фондового рынка, который состоит в том, что рассматривает эти системы как «сами в себе», без учета того, что и банки, и биржи, и другие участники финансового рынка должны, прежде всего, эффективно работать на национальный бизнес. Их услуги должны быть более доступными и понятными для бизнеса. Регуляторы могут легко увлечься избыточной концентрацией финансового рынка. Что рискует привести к его олигополизации. Кроме того, следует разработать эффективную программу привлечения иностранного капитала на отечественный финансовый рынок.

Кения: нестандартные финансовые реформы

Восточноафриканская Кения по индексу развития финансового рынка достигла в прошлом году 24-й позиции в мире. За шесть лет ей удалось улучшить свои позиции в рейтинге на 20 с лишним мест. Характерно, что в 2007 году услугами финансовых учреждений пользовалось чуть более четверти населения, тогда как в 2014-м таковых уже было три четверти людей в стране. Каковы составляющие успеха кенийского реформирования финансовой системы?

Была принята программа реформирования финансового сектора на 2008–2012 годы, которая включала в себя четыре направления: банковская система, фондовый рынок, международные финансы и (внимание!) неформальные финансы. В процессе реформирования решались задачи укрепления банков (сейчас они уже проводят экспансию в соседние страны), реализация эффективных моделей пенсионной системы и системы денежных переводов, продвижение столицы страны Найроби как регионального центра финансовых услуг. Это стимулировало внедрение современных коммуникаций, законодательное обеспечение развития конкуренции, функционирование кредитных бюро, а также судебной системы для решения финансовых споров.

С 2010 года ради популяризации банковской системы центральный банк запускает концепцию «агентского банкинга». Согласно ней, третьи лица (вроде небольших магазинов или автозаправок) в качестве агентов начали оказывать отдельные банковские услуги. Например, оформить карточку, получить потребительский кредит или оформить депозит. За первые годы реформ число депозитных счетов выросло втрое, а суммы на них — вдвое.

Пожалуй, наиболее характерной особенностью кенийских реформ является поддержка развития «мобильных денег». Еще в 2007 году один из местных операторов связи запустил систему платежей с помощью мобильной связи под названием M-Pesa. Это было чрезвычайно удобно — такие системы оказались востребованными ввиду нехватки банковских отделений, которых тогда было чуть более одной тысячи. Тренд вскоре подхватили ещё три оператора мобильной связи, запустив собственные платёжные системы. В итоге к 2011 году число розничных точек, обеспечивающих услуги «мобильных денег», достигло 46 тысяч. Сегодня такими услугами пользуются примерно 60% населения страны. Только через основную систему (M-Pesa) сейчас переводятся суммы, эквивалентные одной шестой ВВП страны.

Без центрального банка реформа была бы невозможной: он на свой страх и риск разрешил операторам самостоятельно проводить транзакции при условии обеспечения их безопасности, при этом их услуги формально банковскими не считались. Отметим, что регулирование данной сферы проводилось совместно с госкомиссией по коммуникациям, которая определяла условия лицензирования операторов. В итоге системы «мобильных денег» не заменили банковские услуги, а, напротив, стали их дополнять, способствуя расширению банковского сектора.
Наработав опыт, кенийский центральный банк приступил к развитию национальной платёжной системы. Также центробанк запустил геоинформационный проект, в рамках которого каждый житель страны может получить информацию о наличии финансовых услуг, их условиях и провайдерах.

Этот материал был подготовлен в рамках проекта «Успешная страна», который реализуется Киевским международным экономическим форумом совместно с ведущими СМИ Украины. Проект включает в себя серию публикаций и мероприятий по ключевым вопросам реформирования экономики, а также образования и здравоохранения Украины. Цель проекта — сформировать единое понимание необходимых Украине реформ среди всех участвующих сторон: политиков, бизнеса, экспертного сообщества, СМИ и граждан.

*

Top