Выбор церкви

Юрий Черноморец – о «монахах» и «бизнесменах» в Украинской Православной Церкви

Автор: Юрий Черноморец - доктор наук, религиевед, мирянин УПЦ МП

Автор: Юрий Черноморец  — доктор наук, религиовед, прихожанин УПЦ МП

Семьдесят епископов Украинской Православной Церкви 13 августа на соборе в Киеве выберут нового Митрополита Киевского.

Вокруг будущего избрания разгорелась скрытая от посторонних глаз борьба, но ее накал ничуть не меньше иных политических или корпоративных войн. И если для «мира сего» это — нормальная практика, то для Церкви, которая должна жить по законам братства и любви – трагедия. У нее несколько линий развития, каждую можно легко обозначить и объяснить.

Участники нынешнего противостояния – две условные группы. Против партии «монахов» сражается партия «бизнесменов». В епископате УПЦ  все — небедные люди, потому речь идет, скорее, о мировоззренческой и поведенческой разнице между двумя крупными «партиями».

«Монахи», возглавляемые митрополитами Онуфрием и Антонием, декларируют наведение порядка, открытость Церкви к социальному служению, сотрудничество с гражданским обществом и интеллигенцией. «Бизнесменов», во главе с митрополитами Агафангелом, Павлом и Иларионом, подозревают в намерении использовать УПЦ в качестве «дойной коровы».

Симпатии церковного народа и священства —  на стороне «монахов». Труднее с «внешними силами», способными повлиять на выбор епископов. Сегодня симпатии украинских политиков разделились, поскольку одних связывает многолетняя дружба с «бизнесменами». Другие всегда просили молиться «монахов», а «бизнесменов» откровенно презирают.

Патриарх Московский Кирилл пока не определился. С одной стороны, большинство «бизнесменов»  пророссийски настроенные. Но они продадут что угодно кому угодно. Могут продать УПЦ Москве, а могут и «на сторону». Патриарх боится рисковать. Тем более,  «бизнесмены»,  даже прилагая титанические усилия, не могут набрать большинства.

Церковная Москва, которая должна благословить нового Митрополита Киевского после его избрания,  по этой причине постепенно склоняется к поддержке партии «монахов». Ведь кого бы из них ни выбрали – Местоблюстителя Онуфрия или Управляющего делами (канцелера) Антония – с ними всегда можно договориться. УПЦ при них не будет «строить русский мир», но и «логовом бандеровцев» точно не станет.

Единая и сильная УПЦ объективно нужна Украине. Разнообразная, как и вся Украина, УПЦ объединяет и  патриотически настроенных жителей Волыни, и русскоязычное население Востока и Юга. УПЦ является Церковью большинства в 21 области Украины. То, что УПЦ поддерживает новую власть – пусть и не так сильно, как Киевский патриархат – один из факторов стабилизации, который необходимо сохранить.

Но единая и сильная УПЦ не нужна Киевскому патриархату. 86-летний патриарх Филарет хотел бы загнать ее в нишу «пророссийской церкви», дискредитировать ее перед обществом и расчленить, забрав себе проукраински настроенные общины. А это ни много ни мало — треть от 13 000 приходов. Если бы УПЦ удалось расколоть, патриарх Филарет получил бы шанс удвоить свою церковь.

Для дестабилизации в УПЦ активно используется бывший секретарь покойного Митрополита Владимира 37-летний Александр Драбинко. И пророссийские «бизнесмены», и патриарх Филарет, играя на его амбициях, подталкивают его к войне против партии «монахов». Цель «бизнесменов» – развалить большинство в УПЦ. Цель Филарета – расколоть ее. В СМИ развязана «война компромата» против митрополитов Антония и Онуфрия. При этом весь «компромат» – это устные свидетельства самого Александра Драбинко и сомнительные документы, якобы написанные от имени покойного митрополита, которых при жизни покойного никто никогда не видел. Также в вину «монахам» ставится то, что они пользуются уважением Патриарха Кирилла (вроде бы могло быть иначе). Или уважение прошлой власти, которой для молитв на праздниках нужен был «настоящий поп», а не такой же, как они, бизнесмен, только в рясе.

Митрополиты Антоний (как церковный премьер) и Онуфрий (как лидер большинства в Синоде) обеспечили покойному Митрополиту Владимиру спокойные от бунтов последние два года жизни, хотя при желании могли взять власть – Блаженнейший Владимир не раз сам хотел уйти на покой, оставив УПЦ именно партии «монахов».

Мы еще увидим нарастание борьбы различных сил внутри УПЦ и вне ее, против большинства, условного названного «монахами». Пока что эта борьба привела лишь к их укреплению, поскольку все больше епископов убеждаются: УПЦ действительно необходимо навести порядок в собственных рядах и пережить внутреннее преображение. Только пережив, после сегодняшней Голгофы, свое Воскресение, УПЦ сможет стать ведущей нравственной силой для общества, объединить украинское православие и заложить основы для всеобщего национального примирения.

* редакция Hubs может не разделять мнение автора

Фото: Андрей Мельков, rsl.ru

коментаря;

  1. Марианна М said:

    Как раз сейчас и должна стать Церква одна на Украине и никакого московского патриархата быть не должно!

  2. Андрей Павлушенко said:

    В УПЦ МП к сожалению нет единого духовного лидера, а только несколько групп по интересам. Большинство епископов привыкло слушать то что скажет Патриарх Московский, а не Киевский Митрополит. Рассчитывать на серьезное протест и отделение от МП я бы на это не рассчитывал. Я думаю Кирилл будет играть в свою игру и у него есть все шансы ее выиграть. Церковь ведь отделена от государства и в Печерский суд на нее подавать нету смысла. Но как известно в каноническом праве указано что если ошибается Патриарх то последнее слово за народом. Если народ не скажет свое слово то Кирилл сделает свое дело.

*

Top