Вадим Гриб - о роли иностранцев в новом правительстве
Назначения в правительстве сложно оценить однозначно. Слишком много подтекста.
С одной стороны, обидно, что мы не можем найти людей, достойных работы в правительстве, в своей большой стране. С другой, это закономерно в стране, где у власти нет вообще никакой кадровой политики.
Нам подают новых чиновников как правительство технократов. Так ли это, увидим очень скоро.
На мой взгляд, при формировании этого правительства впервые был изменен подход к подбору кандидатов, и это не только иностранцы. Что отличает новый состав правительства от предыдущих? Большая часть министров – это люди из бизнеса, самодостаточные и не имеющие опыта государственного управления. Премьеру будет достаточно сложно ими управлять, а Кабмин — коллегиальный орган. Можно с уверенностью прогнозировать появление оппозиции из новичков внутри правительства. Процесс этот объективен, поскольку Яценюк и его старая команда не относится к реформаторам и привыкли больше говорить, чем делать. Новые же люди понимают, что они пришли на волне ожиданий и времени для того, чтобы добиться результата, у них очень мало.
Назначение иностранцев многие приписывают Порошенко. И называют гениальным ходом. Мол, президент ставит премьера в жесткие рамки, чтобы заставить работать (имея в виду, что в конечном результате он не справится со своей задачей).
Я бы не обольщался ролью президента в этом вопросе. Скорее, эта позиция была озвучена вице-президентом США Джо Байденом как обязательное условие дальнейшего кредитования нашей страны на встрече с Порошенко и Яценюком. В пользу такого предположения говорит назначение главой Минфина бывшей сотрудницы Госдепа США Натальи Яресько. Это наглядно показывает: наши виляния во внешней политике закончились. Более того, можно предположить, что в ближайшее время появится много иностранных советников, которые будут мониторить ход реформ и бюджетные расходы.
Возможно, для нашего будущего это хорошо, поскольку сами мы разорвать порочный коррупционный круг не в состоянии. Но важно выставить разумные ограничения внешнего воздействия на украинскую власть. Ведь контролируя нашу внутреннюю политику, США начнут доминировать и навязывать свои правила игры, которые в какой-то момент могут нанести вред национальным интересам. Для США важны геополитика и противостояние с Россией, а мы просто инструментарий. К счастью для нас, американцы убеждены, что Украину нужно реформировать.
Ключевые министерства отдали иностранцам для проведения реформ. Формирование и контроль над исполнением бюджета — функции Минфина и Минэкономики. Это мы рассуждаем, зачем нам Минэкономики, никогда не выполнявшее своих функций. Заокеанским коллегам роль макропрогнозов в системе государственных финансов куда более очевидна.
Симптоматично и назначение министра здравоохранения. Эта сфера напрямую затрагивает каждого из нас, особенно — пенсионеров (самый стабильный электорат). Поэтому будем надеяться, что за нас взялись всерьез и надолго, и в конечном итоге это приведет к желаемому результату.
Но если опуститься на землю и проанализировать действия президента и премьера при формировании правительства, то становится грустно. Они по-прежнему пытаются переиграть друг друга в борьбе за власть.
Яценюк на старте хотел контролировать Минфин, Минюст и МВД. Силовой блок очень важен в борьбе за власть. Теперь он продолжит борьбу уже в парламенте. За комитет по обороне, через который можно создавать президенту проблемы и торговаться. Но в первую очередь для него, как для премьера, важно внешнее финансирование, без которого мы не выкарабкаемся из сегодняшнего кризиса. И когда ему поставили жесткие условия, поля для маневра не было. В последнее время представители госдепа США уже с раздражением говорят о том, что реформы не проводятся, Яценюк теряет имидж премьера-реформатора. Плюс «Самопомощь», объективно рассказывающая Госдепу о ситуации в стране. Именно «Самопомощь» первой озвучила фамилию сегодняшнего министра финансов как лучшую кандидатуру на эту должность.
Порошенко также действовал в рамках определенного коридора. Он пытался удовлетворить доноров и сыграть свою игру в борьбе за власть. Своими полномочиями по новой Конституции он явно не ограничивается и хочет активно влиять на все политические процессы в стране. Его задача была в том, чтобы сформировать такой состав КМ, который не будет слепо подчиняться Яценюку. А поскольку наши внутренние кадры запросто могут переметнуться на другую сторону, назначение иностранцев играет на руку Порошенко. Тем более, и в зоне его ответственности (оборонка) Запад обещает серьезную помощь.
В общем, на непродолжительное время в управленческой элите будет перемирие. Сейчас все будут говорить о реформах и задачах, но при этом внимательно следить за промахами друг друга.
Нельзя игнорировать и общественную инициативу «Первое профессиональное правительство». Понятное дело, вошедшие в него люди еще дальше от государственной работы, чем «настоящий» Кабмин. Но эта группа активистов будет раздражителем для правительства. И вполне может стать точкой опоры для тех, кто против существующей власти.
Все ждут весны. Именно тогда должны быть заметны хоть какие-то результаты реформ. Хуже всех Яценюку: его команда имеет шансы только если покажет реальный результат.
Я бы порекомендовал премьеру и президенту уже сегодня формировать серьезный кадровый резерв из тех, кто готов работать на государственной службе. Кадровые решения даются легче, когда у тебя есть 3-4 кандидата на каждую позицию.
Все очень гладко и прозвучала только одна фамилия — Яресько. А между тем, в парламентских комитетах ситуация наоборот: Какими бы не были классными молодые ребята в Самопомощи, но если Мартын возглавляет ТЭК — это мертвому припарка, а Продан снова депутат. Хотя его надо бы… хотя бы посадить? Вместе с «пацанами из НАКа»