Украине не хватает министерств
Заседание Кабмина

Чем должно заниматься государство

Игорь Ляшенко, директор Центра проектных исследований «Уровень жизни»

Игорь Ляшенко, директор Центра проектных исследований «Уровень жизни»

Я за то, чтобы в Украине были министерства туризма, культуры, физкультуры и спорта, экологии. А также министерства по делам людей с ограниченными возможностями и пожилых людей. Сейчас уже необходимо министерство по делам беженцев, переселенцев и граждан, пострадавших от оккупации и военных действий. Пора создавать отдельный полномочный государственный орган по делам инвалидов и ветеранов войны. Я удивлен, почему в стране до сих пор нет министерства по делам оккупированных территорий.

Сейчас модна идея о минимальном вмешательстве государства в экономику страны. Да и вообще во многие аспекты жизни. На этой волне Украина осталась, например, вовсе без государственного органа, занимающегося туризмом. Постоянной критике подвергаются министерства культуры, молодежи и спорта… Мол, освободите культуру от государственного влияния…

Наше государство радо стараться. В традиционном понимании украинского чиновничества и политикума государство должно управлять теми сферами, где есть госпредприятия, госсобственность и государственное финансирование. А также, по возможности, выдача каких-либо лицензий, разрешений, дележ квот. В той же сфере туризма нет ни собственности, ни финансирования, а лицензирование много денег не приносит. Казалось бы, зачем нужно министерство?

Я — против значительной роли государства в экономике. Но в то же время я — за то, чтобы в Украине было, например, министерство туризма. И не только туризма, но и министерства культуры, физкультуры и спорта, экологии (все – отдельно!) А также министерства по делам людей с ограниченными возможностями и пожилых людей. Сейчас уже необходимо министерство по делам беженцев, переселенцев и граждан, пострадавших от оккупации и военных действий. Уже пора создавать отдельный полномочный государственный орган по делам инвалидов и ветеранов войны. Я удивлен, почему в стране до сих пор нет министерства по делам оккупированных территорий.

У нас есть Министерство сельского хозяйства, но влияние государства ограничивается ситуативным контролем над экспортом сельхозпродукции. Никакой действенной помощи государство оказать селянам не в состоянии. В то время как основной задачей этого министерства должно быть развитие села, решение специфических сельских вопросов.

У нас есть Министерство энергетики и угольной промышленности. В понимании чиновников энергетика сейчас – это «Нафтогаз Украины», и только им надо заниматься. Тогда как основная задача министерства – это внедрение принципов энергосбережения, эффективного использования и справедливого распределения энергоресурсов.

Во многих других сферах — та же ситуация. Министерства управляют. Как это они делали долгие годы, еще со времен социализма и тотальной госсобственности. Практически ни в одной сфере за истекший год не было положительных системных изменений (кроме, возможно, обороны).

Но государство должно не столько управлять госсобственностью и распределять государственные деньги и ресурсы, сколько заниматься налаживанием таких процессов в стране, которые позволят повышать уровень жизни людей, развиваться различным отраслям и сферам экономики, общественной жизни. Государство должно думать в первую очередь об эффективном местном самоуправлении, гуманитарной сфере, природе и культурном наследии, условиях жизни людей.

Центральная власть сейчас очень слаба и неповоротлива. Отчасти это связано с личностью премьер-министра, который придерживается консервативных и во многом ретроградных принципов управления. Отчасти, безусловно, и с какими-то объективными причинами. Но факт – государственная машина крайне медленно реагирует на изменения обстановки, на нужды как страны и народа в целом, так и отдельных категорий граждан.

*

Top