Словацкие реформы - отличное пособие для Украины
Десяток лет назад Словакия по темпам реформы не сильно отставала от Украины. В середине 90-х Словакия стала единственной страной Вышеградской «четверки», которой отказали во вступлении в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В 1997 ЕС отложил включение Словакии в список своих потенциальных членов. Главная причина — популизм тогдашней власти, не проводившей рыночные реформы. Словакия была слабой страной с серьезными экономическими проблемами (дефицит платежного баланса достигал 9%, дефицит государственных финансов — 6%), коррупцией (предприятия приватизировались преимущественно в пользу связанных с правительством предпринимателей). Но пример Словакии показал: реформы можно провести быстро и эффективно. Была бы политическая воля.
В 1998 году правительство возглавил опытный политик, оппозиционер Микулаш Дзуринда. Он и запустил рыночные реформы. Кабинет Дзуринды сделал ставку на привлечение инвесторов в страну и это дало свои плоды уже через 5 лет.
Главными направлениями словацких реформ стали: государственные финансы, налоговая и пенсионная системы, здравоохранение, рынок труда и местное самоуправление.
Экономические реформы в Словакии
Ключ к развитию национального хозяйства – экономическая свобода и эффективные государственные институты – были уверены словацкие реформаторы. Уменьшение государственных расходов невозможно без экономического роста, который невозможен без улучшения делового климата и притока инвестиций. Именно поэтому фискальные стимулы стали главным инструментом политики реформаторов. В сфере госфинансов словаки усилили прозрачность бюджета, внедрили программное финансирование и планирование на 3 года вперед (а не на один).
Обеспечить прозрачность бюджета помог переход на европейские стандарты бухгалтерии ESA 95. Это сделало невозможным покрывание дефицита, что было очень распространено в стране до 2002 года. Среднесрочное бюджетирование помогло воплощать стратегии и контролировать траты. До реформы многие госучреждения в сфере здравоохранения, образования, железнодорожных перевозок, телерадиовещания неконтролируемо влезали в долги перед центральным бюджетом, после 2002 года эта практика была остановлена.
С 2005 года финансовые потоки местных бюджетов были сконцентрированы в госказначействе. Если раньше местные власти сами размещали свободные деньги на депозитах и привлекали кредиты, то теперь это можно делать с большей эффективностью за счет того, что речь идет о крупных суммах. Было создано Агентство по управлению долгами и ликвидностью, благодаря которому удалось внедрить систему эффективного управления госдолгом. А вот благодаря кадровой реформе в министерстве финансов штат был сокращен на 30% (если раньше работало 849 человек, то стало — 599). С 2005 словацкий Минфин стал членом Европейской фундации качества в управлении, внедряя новые системы мотивации и контроля качества работы для всех сотрудников.
Налоговая реформа
«Фишкой» улучшения бизнес-климата стали налоговая реформа и борьба с коррупцией. Для словацкого минфина начало реформы было очень важным шагом, ведь она была направлена не только на улучшение бизнес-климата, но и на обеспечение макроэкономической стабильности и уменьшение бюджетного дефицита.
Налоговая реформа была основана на пяти ключевых элементах: единой 19%-ной ставке налогообложения (до этого для физлиц действовало пять разных ставок от 10 до 38% и 25% для юрлиц), НДС на уровне 19% (до реформы — 14% и 20%), ликвидации ряда налогов (на наследство, операции с недвижимостью) и упразднению почти всех исключений, специальных ставок и режимов.
С одной стороны, в результате реформы снизилась ставка налога для самых богатых (с 38% до 19%), для малообеспеченной группы налог, наоборот, вырос (с 10% до 19%). С другой стороны, благодаря увеличению размера необлагаемого налогом дохода в 2,5 раза, эффективная ставка налога уменьшилась для самых бедных, оставаясь прогрессивной: самые бедные не платят ничего, богатые платят 19%.
Реформаторы уверяют, что налоговая реформа стала серьезным …маркетинговым шагом для страны. Она привлекла иностранных инвесторов не только благодаря низким ставкам и простотой новой системы, но также и самому низкому в ЕС налогу на капитал из-за снижения налога на дивиденды.
Правда, инвесторы размещали свои производства в основном на Западе страны, где это было оправдано с точки зрения логистики. Сегодня маленькая Словакия — мировой лидер по производству автомобилей на душу населения. Тут построили свои заводы Volkswagen, Peugeot и Kia Motors. В стране разместили производство крупные производители бытовой техники: Samsung, Sony, Whirlpool. Иван Миклош, заместитель премьер-министра и министра экономики в кабинете Дзуринды, полагает, что именно сворачивание реформ после ухода команды реформаторов в 2006 году привело к сохранению региональных диспропорций.
Пенсионная реформа
Пенсионная реформа в Словакии была сделана, чтобы снизить давление на госбюджет и повысить заинтересованность граждан в своей будущей пенсии. Ожидалось внедрение трехуровневой пенсионной системы. Все, как обычно: первый уровень – солидарная пенсионная система, второй – общеобязательная накопительная и третий – добровольная накопительная.
Добровольные взносы не облагаются налогом и в случае смерти накопителя становятся наследством. За первый год после внедрения системы такие взносы сделали более полутора миллиона словаков.
В отличии от старой системы пенсионного обеспечения, новая позволяет выйти на пенсию раньше или позже с вычитанием или прибавлением 0,5% от общей суммы за каждый месяц соответственно. Пенсии в Словакии подлежат индексации в зависимости от уровня инфляции и роста средней зарплаты. Это сняло вопрос спекуляций на повышении пенсий перед выборами.
Пенсионный возраст вырос с 60 для мужчин и с 53-57 для женщин (в зависимости от количества детей) до 62 лет.
Реформа здравоохранения
До реформы проблемы в здравоохранении Словакии были схожими с украинскими: низкое качество услуг, высокий уровень коррупции, неэффективное управление. Главными инструментами реформы в правительстве считали внедрение платы за услуги в зависимости от их качества, переформатирование учреждений здравоохранения в акционерные общества, четкие бюджетные ограничения в системе, разделение базового набора медицинских услуг, финансируемого за счет обязательного страхования и платность дополнительных услуги.
Социальная политика и рынок труда
В 2002 году в Словакии был самый высокий уровень безработицы в Европе (18,5) — частично в силу пассивности населения. Реформы проводили под девизом «работа будет вознаграждена»: активный поиск работы обязательно приведет к результату. Инструментов изменения было несколько. Снижение налогов на фонд оплаты труда, но вместе с этим первые 10 дней больничного оплачивает работодатель, а не государство. Переформатирование части пособия по рождению ребенка в «налоговый бонус» для тех, кто имеет облагаемый налогом доход. Рынок труда стал более гибким: работников теперь легче увольнять, но и взять на работу стало проще, были отменены все ограничения для работающих пенсионеров.
В 2006 году уровень безработицы упал до 13,3%, впрочем, малообразованным безработным словакам все еще очень сложно трудоустроиться.
Управление и фискальная децентрализация
Местные общины перешли на самофинансирование с налоговых поступлений, уменьшалось распределение денег из «центра».
Например, в 2005-2012 годах местные общины (самый низкий уровень бюджетирования) получали в свои бюджеты 70,3% подоходного налога, 23,5% этого налога пошли на счета самоуправляющихся краев (более высокий уровень) и только 6,2% — в государственный бюджет. Все поступления от налога на автотранспорт – в бюджеты края, а все поступления от налога на недвижимость получили, опять же, местные общины.
По оценкам реформаторов, реформа децентрализации стала одной из самых важных в контексте улучшения бизнес-климата наряду с налоговой, реформой рынка труда и макроэкономической стабилизацией.
На следующей неделе Hubs опубликует интервью с бывшим премьер-министром Словакии Микулашем Дзуриндой.