На какую кредитную программу от МВФ может рассчитывать Украина
На прошлой неделе миссия МВФ, по просьбе Украины, изменила порядок кредитования нашей страны. Вместо Stand-By Arrangement мы теперь работаем с фондом в рамках Extended Fund Facility. Экономист CASE Украина Юлия Шибалкина простыми словами объясняет, что это значит.
Ключевая задача Международного валютного фонда (МВФ) – предоставлять кредиты странам с низкой платежеспособностью. Такие кредиты используются для преодоления бюджетного дефицита и, при необходимости, для проведения реформ (чтобы избежать повторения подобных проблем в будущем). МВФ не финансирует конкретные проекты.
У МВФ есть несколько кредитных программ, условия которых отличаются в зависимости от страны и конкретной ситуации. Так, для стран с низким уровнем дохода есть специальные льготные программы. Остальным странам (со средним и высоким уровнем дохода) кредиты достаются на рыночных условиях. Также программы для них, в частности, отличаются в зависимости от показателей эффективности государственного управления: чем оно эффективнее, тем меньше условий выдвигает МВФ.
Украина, будучи страной со средним уровнем дохода и неэффективным управлением, может рассчитывать на две программы: Stand-By Arrangement (SBA) и Extended Fund Facility (EFF). Обе предназначены для стран, которым необходимы фундаментальные экономические реформы. Разница — в длительности программы (до 3 лет для SBA и до 5 лет для EFF) и времени погашения (через 3¼ -5 лет после предоставления для SBA и через 4½ — 10 лет для EFF). На прошлой неделе МВФ, по просьбе Украины, заменил текущий SBA ($17 млрд на 2 года) на EFF ($17,5 млрд на 4 года).
Если не считать Украину (новая программа еще не одобрена исполнительным советом МВФ), сейчас действует семь программ EFF. Среди заемщиков — как страны со средним уровнем дохода (Пакистан, Армения, Албания, Ямайка), так и с высоким (Сейшелы, Греция, Кипр).
Текущие EFF
(по состоянию на 5 февраля 2015 года)
Страна | Начало | Конец | $ млн | % ВВП* |
Греция | 2012 | 2016 | 33 671 | 13,9 |
Украина** | 2015 | 2019 | 17 483 | 9,9 |
Ямайка | 2013 | 2017 | 871 | 6,1 |
Кипр | 2013 | 2016 | 1 261 | 5,8 |
Албания | 2014 | 2017 | 418 | 3,2 |
Пакистан | 2013 | 2016 | 6 219 | 2,7 |
Армения | 2014 | 2017 | 116 | 1,1 |
Сейшелы | 2014 | 2017 | 16 | 1,1 |
* ВВП – 2013 год
** — Предварительная информация
Источник: IMF, World Bank
Программа для Украины уступает только греческой: и в абсолютном размере, и по отношению к ВВП. EFF для Греции была одобрена в 2012 году тоже взамен SBA. Действующая до этого программа SBA в размере $40 млрд дол. была рассчитана на три года, но греческое правительство попросило заменить ее на EFF спустя два года, использовав около двух третей займа. С 2012 года Греция получила меньше половины от всей суммы EFF. Первый транш составлял $2,2 млрд. МВФ требует от Греции того же, что и от Украины: экономического роста, сокращения государственных расходов и стабилизации банковской системы (Украина также должна провести энергетическую реформу).
Кстати, это уже не первая программа EFF для Украины. В 1998 году МВФ одобрил четырехлетнюю программу на $2,6 млрд дол. Тогда удалось получить около двух третей. Несмотря на некоторые успехи, МВФ посчитал реформы в Украине медленными и половинчатыми.
Какой урок можно из всего этого извлечь? С одной стороны, сравнивая размер новой программы с другими текущими EFF, убеждаешься, что западный мир считает Украину стратегически важной для себя страной. С другой стороны, судя по старому опыту, это совсем не значит, что МВФ будет давать Украине деньги во что бы то не стало. Невыполнение поставленных условий может очень негативно повлиять на объем средств, которые будут фактически предоставлены. То есть, не проводить реформы под девизом «МВФ и так нас не бросит» – опасная стратегия.