Владимир Огрызко: Следующий шаг - референдум о присоединении к НАТО
Вчера Верховная Рада проголосовала за отмену внеблокового статуса Украины. В блиц-интервью Hubs экс-министр иностранных дел Владимир Огрызко объясняет, чем важен этот шаг, какими должны быть следующие действия руководства страны и почему Украине не обойтись без всенародного референдума о присоединении к альянсу.
Как Вы оцениваете решение парламента об отказе от внеблокового статуса?
Это абсолютно правильный шаг. Навязанный нам Москвой внеблоковый статус привел к тотальной деградации нашей обороноспособности, что и проявилось во время агрессии той страны, которая его и навязывала. Очевидно, его надо было отменить. Я считаю это важным стратегическим решением, можем друг друга поздравить.
Каковы дальнейшие шаги Украины?
Чтобы решение не стало простым лозунгом, надо сделать две простые вещи. Первое: немедленно начать переговоры с НАТО о скорейшем получении Украиной плана действий о членстве. Это — единственный инструмент, который дает нам практическую возможность быстро подготовиться ко вступлению. План действий — это натовский аналог Соглашения об ассоциации, когда мы говорим о Европейском Союзе. И второй шаг – проведение референдума о вступлении в НАТО. Но инициировать его должны не отдельные политические партии, как раньше, а граждане Украины.
Без референдума не обойтись?
Знаете, здесь можно провести аналогию с 91-м годом, когда не обошлись без референдума о независимости. Народ сказал свое слово, оно было единогласным, и тогда ни у кого никаких вопросов о будущем Украины не возникало. Так и здесь: можно принять решение в парламенте, но чтобы ни на Западе, ни на Востоке ни у кого не возникало никаких сомнений, надо провести этот референдум. Тем более, что по опросам общественного мнения абсолютное большинство украинцев выступает за вступление в НАТО. Мы уже наелись этими «серыми зонами» опасности (а не безопасности), в которых находились 23 года, мигрируя между Востоком и Западом. Наше место — на Западе, среди стран НАТО и ЕС.
А как избежать влияния местных элит на Востоке страны, которые могут повлиять на исход голосования?
Пусть выступают против, но высказывать свою позицию — это право граждан. Но повторю еще раз: большинство граждан осознали, где место Украины. Лучшей рекламы, чем агрессия России против Украины, не было.
Какой срок может занять подготовка ко вступлению?
Зависит от активности наших действий.
Но в Европе тоже есть разные мнения по поводу Украины…
Все зависит от политической воли и желания провести реформы максимально быстро. Опыт наших западных соседей показывает, что это может занять три, четыре, пять лет. Это абсолютно понятные сроки. Реформа системы включает в себя не только военные преобразования, но и политическую и юридическую части.
Как на это может отреагировать Россия?
Она уже отреагировала. Вчера – в лице Медведева, сегодня – Лаврова, о контрпродуктивности наших действий. Но нам надо перестать оглядываться на Москву. Это абсолютно безответственная политика, когда мы по каждому своему действию, в том числе внешнеполитическому, думаем: что на это скажет Кремль? Мы — независимое государство и должны решать свои дела по-своему.
Да, но в любом случае стоит просчитывать возможный ответ, чтобы подготовиться к нему…
Сегодня прогнозировать действия Москвы – абсолютно неблагодарное действие. Этот режим грубо нарушает нормы международного права, поэтому предугадать его действия чрезвычайно сложно. Но если судить по санкциям, которые уже сейчас ощутимо ударили по российской экономике, есть надежда, что до правителей Кремля дойдет: они должны вернуться в 21 столетие из 19-го, в котором они продолжают оставаться и исторически, и ментально, и политически.
А не стоит ли подумать о создании нового блока при участии Украины, Польши и стран Балтии?
Нет, это политические фантазии. Страны, которые вы назвали, счастливы, что они стали членами альянса. Потому что это — единственный реальный способ защиты от российской агрессии.
Не кажется ли Вам, что нынешнее решение об отказе о внеблоковости – это палка о двух концах? Если Украина не использует сейчас шанс и не сделает все, чтобы присоединиться к НАТО, то в будущем другой президент сможет развернуть ее в обратную сторону…
Я думаю, что такого президента украинцы уже никогда не выберут.