Рецепт украинской нации от Андрея Илларионова
Российский экономист экс-советник Владимира Путина Андрей Илларионов в конце 2013 года стал звездой украинского Facebook. Он много и остро высказывается о ситуации в нашей стране.
Hubs записал ключевые тезисы сегодняшнего выступления Илларионова на львовской конференции «Медиа и идентичность».
Национальная кухня
Главные вопросы, которые интересуют миллионы украинцев – проблемы идентичности и формирования гражданско-политической нации. Это связано с Революцией достоинства, которая привлекла внимание всего мира. Затем – война на Востоке. Для того, чтобы эти непростые события увенчались успехом, нужны защита суверенитета и успешные реформы: экономические и социальные. Необходимо создание современной украинской политической элиты. Фундамент для этого – формирование украинской гражданско-политической нации. Это уже происходит, но процесс еще далек от завершения, сейчас мы видим только один из этапов.
Формирование нации напоминает процесс на кухне. Нужны правильные ингредиенты, плита, какие-то специи, нужно что-то нагревать, потом – охлаждать. Необходимо из несъедобного уметь приготовить замечательное блюдо. Только в отличие от приготовления блюда для нации нужно много поваров. Исторически есть примеры создания национального проекта – Израиль, США, Австралия и Новая Зеландия. Возможен любой из этих вариантов. Итак, основной ингредиент нашего блюда — сообщество людей, имеющих общность происхождения, языка, конфессиональную общность, культурную, бытовую, нравственную, общность политических принципов, мифов, событий, лояльность к определенным политическим институтам. Сообщество еще не дает гарантий на успех.
Есть несколько ключевых факторов, необходимых для успеха: наличие территорий, языка как средства коммуникации, общения. Это даже может быть языком одного мифа, когда какие-то даты и имена воспринимаются одинаково. Иногда процесс растягивается на длительное время. Важно начало. Если что-то будет пропущено, то воссоздать это потом сложно.
К основным ингредиентам
Важный и болезненный вопрос — инородные ингредиенты. Есть такие инородные тела, которые могут быть компактно расселены. Неизвестно, что делать в этом случае.
Почти всегда появляется фактор насилия. Особая роль фактора чувствуется в революциях и войнах. Многие из современных наций были так или иначе созданы в результате военных действий. Консолидация во время противодействия кому-то – один из мобилизующих факторов.
Еще один важный фактор – свобода. Нацию создают только свободные люди, которые принимают свободные и сознательные решения. Они принимают свой выбор, к кому принадлежать. Во время войны за независимость в США четверть британских поселенцев эмигрировала в Канаду и другие территории, принадлежащие Великобритании. Остальные решили остаться и создать свою нацию. Есть различие между понятиями «народ» и «нация». Народ можно вести, а нация – сообщество людей, у которых есть собственная воля. Когда в России создают «Народный фронт», то это означает, что в него входят люди, которых используют для достижения политических целей.
Национальный проект — политический термин. Это не вопрос культуры. Национальный миф – миф политической истории и национального развития. Национальный язык – язык политических терминов, политических целей и конструкций. Сербия и Черногория, Албания и Косово имели единый язык, культуру, но совершенно разные политические процессы.
В каком состоянии находится украинский национальный проект? Последние 25 лет мы видим процесс, идущий с фантастической скоростью. Возьмем критерий голосования украинцев за силы, ориентированные на Запад и на Восток. За Черновола в 1991 году проголосовали 3 области, в 1994 – 10 областей Украины. Затем в течение десяти лет фронтир сдвинулся и уже до 17 областей голосовали за западный вектор страны. Устойчивость границы в течение десяти лет обманула северного соседа.
Кухни, повлиявшие на Украину
В 2014 году украинцы проголосовали за сближение с Европой. Это дает основания для оптимизма, но есть проблемы. Европейский выбор, за который отдавали жизни на Майдане, – пока не общая история для всех, не общий язык, не общий миф и социальное происхождение. Идея очень важная, но пока нет уверенности, что этого достаточно, чтобы создать единую нацию. Европа тоже пока не идет навстречу по многим вопросам. Наиболее важными для Украины сейчас являются шесть государственно-политических проектов, оказавших на нее влияние – СССР, Россия, Польша, Австро-Венгрия, Румыния.
Если говорить о современных идентичностях, то появилась особая украинская неопатриотическая идентичность, которая сейчас концентрируется в Днепропетровской области. Это может быть связано с тем, что именно в Днепропетровске были заводы, которые воспринимались в СССР как особый ресурс, и люди там воспринимали себя на одном уровне с имперской элитой из Кремля, в отличие, например, от Киева. Днепропетровск порождает много лидеров для современного политического процесса в Украине.
У Украины есть территория, но нет пока единого политического языка. Он находится в процессе выработки. Времени мало, начало процесса оказалось запоздавшее. Есть массовая грамотность. Насилие тоже присутствует. Особая роль войны, которая является мобилизующей. Истории о киборгах, защите Донецкого аэропорта принимает вся страна.
Что касается России, то я бы выделил несколько проблем для формирования российской политической нации. Это — распространенность в сознании российских граждан имперской идеи. Идея чудовищно живуча даже среди оппозиции. Еще – отсутствие понимания современного права, ликвидация морали. Когда говорят о роли Путина в истории, то ее, конечно, недооценивать не стоит. Но он — лишь один из корпорации спецслужб, которая пришла к власти в ноябре 1991 года. Потом эти люди захватили ключевые позиции в экономике, государственном аппарате. К августу 1998 года неизбежным был переход власти в России в руки спецслужб. С этого времени российская историческая колея была предопределенной. Что касается сознания российской сознательной части общества – с одной стороны оно обладает исторической устойчивостью, с другой — обладает уникальной пластичностью. Оказалось, что с помощью террора, голодомора, убийств можно менять сознание. При наличии у власти в России Путина и корпорации спецслужб добиться того, чего мы хотим, невозможно.
Защита Украины от имперских поползновений – важный фактор и для России на пути сложного и длительного пути к сознанию. Ваша свобода – условие того, что рано или поздно эта свобода придет в Россию.