Машины Сергея Курченко пустили с молотка

— Переведите в доллар, у вас мелочь получится, — шутит аукционист, уговаривая повысить ставку на очередной автомобиль. Зал взрывается смехом, торги продолжаются.

Конференц-зал Торгово-промышленной палаты забит битком. На аукцион зарегистрировалось 118 участников. Женщин можно сосчитать на пальцах одной руки. Большинство участников — мужчины, предпочитающие кожаные куртки или пуховики. Торгуются за автомобили Брокбизнесбанка. В прошлом году НБУ отозвал у банка Сергея Курченко лицензию и отправил на ликвидацию.

Аукцион — один из последних этапов ликвидации. Пока Фонд гарантирования выплачивал депозиты до 200 000 гривен, остальные кредиторы ждали распродажи ликвидационной массы. Несмотря на большие размеры банка, распродавать особо нечего. В ФГВ жаловались, что акционеры и менеджмент банка вывели многие активы, по этим фактам возбуждены уголовные дела. Но машины на аукцион наскрести удалось.

Об этом аукционе я узнала почти случайно. Увидела на сайте Фонда гарантирования вкладов баннер, ведущий на информационный портал Фонда. А там – целая куча выставленных на продажу активов: автомобили, недвижимость, ценные бумаги, земля, кредиты, банковское оборудование, мебель, инвентарь и прочие мелочи. Все это добро принадлежит обанкротившимся ЭрДэ банку и Брокбизнесбанку. Списки будут пополняться активами остальных ликвидированных банков. Только в прошлом году обанкротилось 17 финучреждений. В этом году НБУ планирует продолжить чистку рынка.

С самого начала работы Фонда гарантирования вкладов уполномоченной продавать активы ликвидированных банков стала Универсальная товарно-сырьевая биржа (УТСБ). Она провела для ФГВ уже более 40 аукционов. «Продаем все, начиная с авторучек», – шутит генеральный директор УТСБ Юрий Тараторин. По его словам, объявления об аукционах размещаются в газетах «Урядовый курьер», «Биржевой курьер» и на сайте УТСБ. Несмотря на такую скудную информационную активность, зал был забит полностью.

На вчерашний аукцион ФГВ выставил 122 лота, все это – транспорт Брокбизнесбанка. Общая стартовая стоимость этих лотов составляет 11,27 млн гривен. Покупателям приглянулись только 84 машины, на которые они подали около 500 заявок.

На первые четыре лота заявок не было. Стартовали с пятого – микроавтобуса Hyundai H-1 2011 года выпуска. Шаг аукциона – 10% от стартовой цены. При стартовой 213 400 гривен машину продали за 298 700 гривен. Такой же новый автомобиль у дилера стоит от 886 400 до 1 063 500 гривен, на досках объявлений — от 270 000 до 609 000 гривен (2011 год выпуска). Оживленные торги шли за трактор «Белорус» МТЗ 320. Заявки на него подали 24 участника, они повысили цену с 41 500 до 132 700 гривен. В аукционные цены включен НДС.

За первый час торгов аукционист стукнул молотком всего восемь раз. Общая стартовая цена этих восьми лотов составляла 1,13 млн гривен, продали их за 1,67 млн гривен. За это время ни один лот не ушел с молотка по стартовой цене.

Участники аукциона торговались не вслепую. Те, кто хотел, могли посмотреть на машины. «Я ездил на стоянку Брокбизнесбанка, мне дали ключи, – рассказывает участник торгов. — Поездить не удалось, машины очень плотно стоят друг к другу, но завел и заглянул под капот». Некоторые автомобили осмотреть сложно — они находятся в Луганске и Крыму. Их можно купить только вслепую. «Перевозка этих машин — проблема покупателя», — говорит Тараторин.

Аукционист выжимал из участников все до последней копейки. Он тянул время, шутил, просил переводить все в доллар. «Мы заинтересованы продать как можно дороже – от этого зависит наша комиссия», — объясняет Тараторин. Комиссию бирже платит не Фонд, а покупатель. Она колеблется от 1% до 10% — все зависит от стоимости проданного лота. В среднем покупатели платят 4-5%.

По результатам торгов победителям вручают протокол аукциона. С ним они идут к ликвидатору банка, оплачивают лот и заключают договор купли-продажи. Вернуть машину обратно банку нельзя.

Вчерашний аукцион длился 10 часов подряд и закончился в 22:00. Ликвидатору Брокбизнесбанка предлагали разделить этот аукцион на два, но он по непонятным причинам отказал.

Всего вчера продали 89 лотов на 11 млн гривен. «Мы где-то вдвое увеличили стартовый капитал, – рассказывает уставший Тараторин. – За мою 20-летнюю деятельность это был самый большой и самый честный аукцион».

Чем покупателей привлекли машины? «Я для жены пришел купить», — говорит мужчина. Рядом с ним сидит супруга, которая и поднимала номерок. «Для себя и для друзей», — отвечает второй участник. «Себе пришел купить, — говорит третий. — Но такие оживленные торги, наверное, не получится». Есть и ловкачи. «Я торгую автомобилями, клиенты дали заявки, озвучили максимальные суммы и теперь я тут за них торгуюсь», – рассказывает худощавый мужчина, который активно участвовал в торгах.

По словам участников торгов, стартовая цена лотов очень привлекательна, но итоговая выходит почти рыночной. Лоты, которые не удалось продать, выставят на повторный аукцион. Если на первом аукционе на каждый лот должно быть не меньше двух претендентов, то на повторном их смогут продать по стартовой цене одному желающему. О проведении так называемых голландских аукционов с понижением цены УТСБ только ведет переговоры с Фондом.

*

Top