Как в военных условиях работают управленцы Ахметова, Фирташа и Таруты
Ежедневные выстрелы, взрывы и тяжелая военная техника на улицах городов уже давно перестали удивлять жителей Донбасса. Несмотря на все события, большая часть предприятий областей по-прежнему работают. Добываемый уголь идет на теплостанции и коксохимические комбинаты, продукты питания – на прилавки магазинов.
Поддерживать бизнес на плаву – непросто. Угрозы от сторонников ДНР поступают всем: от мелких предпринимателей до крупных олигархов. Самое рисковое звено – топ-менеджмент компаний: от него зависят не только бизнес-процессы, но и настроения персонала.
На какие шаги идут собственники промышленных групп региона, чтобы сохранить предприятия и обеспечить безопасность своих сотрудников?
СКМ
Владельца крупнейшей бизнес-группы страны Рината Ахметова давно склоняют к поддержке сепаратизма. На принадлежащем олигарху «Краснодонугле» шахтеры, которых провоцировали сторонники ДНР, пытались организовать массовую забастовку. На проходной меткобмината «Азовсталь» в конце мая прошел пикет, участники которого требовали национализировать металлургические заводы. В Донецке показательно задержали автобус донецкого «Шахтера». Оказалось, это были цветочки.
В субботу, 21 июня, неизвестные вооруженные люди на БТР и грузовике с символикой ДНР ворвались на территорию шахты «Комсомолец Донбасса». Забрали деньги, телефоны и почти весь автопарк: тринадцать КрАЗов, пять автомобилей «Газель» и четыре легковых машины. По данным «ОстроВа», налетчики также похитили двоих топ-менеджеров: гендиректора шахты и его заместителя. На следующий день история повторилась: был похищен директор шахтоуправления «Ясеновское» в Ровеньках.
Корреспондент Hubs слышал байку, что ранее неприятности едва не постигли и одного из топ-менеджеров «Метинвеста». К нему заявились вооруженные «ополченцы» и предупредили, что в доме будет огневая точка. В результате, часть топ-менеджмента из Донецка спешно «переселилась» в киевский офис «Смарт Холдинга» Вадима Новинского – младшего партнера Ахметова в металлургическом бизнесе.
В СКМ это опровергают, но ключевого менеджмента меткомпании в Донецке и правда нет.
«Для обеспечения безопасности сотрудников в условиях напряженной ситуации в Донецке часть штата головного офиса ООО «Метинвест Холдинг» была временно перемещена в города, где находятся активы компании, в частности, Мариуполь и Запорожье. Небольшая часть служб Метинвеста, которые и ранее частично были заняты в Киеве, переведены в столицу», – написала Hubs пресс-секретарь СКМ Анна Терехова.
Часть сотрудников по-прежнему работает в Донецке. Полностью вернуться в столицу Донбасса у Ахметова обещают, когда ситуация в городе стабилизируется.
Частично покинули Донецк и управленцы машиностроительного крыла СКМ – Corum Group. «Перед их офисом обычно полно машин, а сейчас пусто», – рассказал Hubs менеджер одной крупной донецкой компании.
По словам Тереховой, с начала июня часть инженерно-технического и административного персонала компании работает удаленно. Для них организованы рабочие места на предприятиях и офисы в городах присутствия бизнеса – Кривом Роге, Харькове и Киеве.
По похожему сценарию развивались события в ДТЭК – энергетическом подразделении СКМ. Заместитель губернатора Днепропетровской области Борис Филатов 6 июня писал в своем facebook, что менеджмент угольного направления ДТЭК переехал на «Павлоградуголь» (одно из предприятий группы – Hubs).
В СКМ подтверждают: в конце мая – начале июня в Донецке находился минимум сотрудников, большая часть работала удаленно в городах Донецкой, Запорожской, Киевской и Днепропетровской областей.
«В настоящее время офис ДТЭК в Донецке работает в обычном режиме, сотрудники находятся на своих рабочих местах. Руководители ДТЭК находятся как в Донецке, так и в Киеве», – отмечает Терехова. Но вернулись в Донецк не все. В связи с запланированной реорганизацией компании, часть менеджеров перевели на новое место на постоянной основе.
Ostchem
Несмотря на форс-мажоры все предприятия СКМ работают в штатном режиме. Совсем другая ситуация в компании Ostchem, которая объединяет химические предприятия Дмитрия Фирташа.
В Донецкой и Луганской областях ей принадлежат два завода – горловский «Стирол» и северодонецкий «Азот». Из-за военных действий на Донбассе оба предприятия с начала мая практически стоят, из резервуаров слили весь аммиак, вывезли готовую продукцию.
Остановке предшествовало ЧП. Служба безопасности «Стирола» задержала людей, которые фотографировали территорию предприятия, мощности по производству аммиака и места его хранения. Их передали милиции, но спустя два часа задержанных освободили.
Несмотря на остановку с предприятий никого не увольняли, уверяют в пресс-службе. Свободное от работы время проводят с пользой. «В основном персонал работает в светлое время суток, сотрудники заняты капремонтами и переобучением. По решению руководства, заводчане имеют право не приходить на работу, если есть малейшие риски для жизни», – сообщили в пресс-службе со ссылкой на гендиректора Ostchem Александра Халина.
ИСД
Едва ли не первой жертвой «народного гнева» стал донецкий офис корпорации «Индустриальный союз Донбасса». Еще до начала активных боевых действий его дважды захватывали участники пророссийских митингов. А в середине мая из гаража ИСД вооруженные люди угнали автопарк из более 20 машин, рассказывал Hubs один из топ-менеждеров корпорации.
Тем не менее, пресс-секретарь компании Дарья Ефремова уверяет, что весь менеджмент по-прежнему в Донецке, решений о переезде пока не было. Подтвердить ее слова не удалось. Один из топов ИСД не ответил на вопросы Hubs. Другой –оказался вне зоны доступа. Вместо соединения с абонентом из телефона донеслась приятная, но непонятная иностранная речь.