«Укрзалізниця» будет сама регулировать тарифы на перевозку в грузовых вагонах

ПАО запустило механизм самостоятельного определения платы

Правление ПАО «Укрзалізниця» утвердило процедуру определения платы за использование собственных вагонов «УЗ», и таким образом завершив процесс дерегуляции вагонной составляющей тарифа для парка собственных вагонов компании, — говорится в сообщении пресс-службы предприятия.

Как уточнили в компании, соответствующие шаги ПАО осуществило во исполнение распоряжения Кабинета министров Украины от 1 февраля 2017 года №64 и приказа Министерства инфраструктуры Украины от 7 декабря 2017 №425 «О внесении изменений в Сборник тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом в пределах Украины и связанными с ними услугами». В полном объеме изменения вступят в силу с 19 февраля 2018 г.

В «Укрзалізниці» напомнили, что до сих пор цена на услуги перевозки парком вагонов «УЗ» устанавливалась государством, и как следствие, она была значительно ниже той, которую платят реальные грузоотправители, а ПАО недополучало доходы. Разница между фиксированной и рыночной стоимостью вагонов попадала к компаниям-посредникам или провоцировала коррупционные схемы внутри «Укрзалізниці», рассказывают в компании и добавляют, что по оценкам экспертов, объем этого специфического рынка может составлять до 5 млрд грн в год.

«Принятые решения, в первую очередь, позволят увеличить поступления средств на развитие компании. Мы рассчитываем также, что такой шаг сделает невозможным коррупционные схемы в этом сегменте, в том числе, со стороны наших сотрудников», — прокомментировал принятое решение и.о. председателя правления ПАО «Укрзалізниця» Евгений Кравцов, добавив, что предприятие ожидает «ликвидации искусственного дефицита вагонов и снижения стоимости перевозки для конечного потребителя за счет выравнивания соотношения спроса и предложения вагонов на рынке».

Кроме того, по его словам, теперь в Украине якобы сформированы инвестиционно привлекательные условия для рынка вагонов. Понятные и прогнозируемые принципы его функционирования и доходности позволят привлечь в этот сектор экономики широкий круг инвесторов.

В «УЗ» планируют, что дерегуляция вагонной составляющей будет внедряться в два этапа. На первом применяться формульный расчет ежедневной оплаты за совершение услуги перевозки в вагонах ПАО «Укрзалізниця». Он базируется на четырех составляющих: стоимость нового вагона на рынке, стоимость ремонтов в течение срока эксплуатации вагона конкретного типа, рентабельность на уровне около 10% и дисконтирование денежных потоков во времени. Сейчас аналогичные механизмы использует большинство железных дорог соседних стран.

Также, для установления объективных цен «УЗ» проанализировала методологию расчета ставки платы за использование вагонов в других странах и влияние изменения ставки платы за использование собственных вагонов компании на рынок и экономику государства в целом и для конечного потребителя. Учитывая это, ставки платы за использование собственных вагонов «Укрзалізниці» якобы будут ниже, чем рыночные. Например, плата за пользование полувагоном «УЗ» составит 542 грн в сутки (без НДС), зерновозом — 655 грн в сутки (без НДС), крытым вагоном — 570 грн в сутки (без НДС). Актуализация цен будет происходить не реже, чем раз в три месяца, уточняют железнодорожники.

Как отмечают на предприятии, прозрачность механизма и построение на понятных участникам рынка началах окупаемости и восстанавливаемости основных средств дает возможность каждому контролировать аргументированность изменений цены. Это якобы позволит получить в течение жизненного цикла вагона средства, которые будут достаточного замещения его новым вагоном после полного износа.

На втором этапе внедряется система ежедневных электронных торгов в сотрудничестве с командой «Prozorro. Продажи». Так, на торги будет выставляться часть пустого парка. По их результатам будет определяться цена для всего парка вагонов по видам на определенную дату. Параллельно, по заказу «УЗ», одна из компаний большой четверки составит свой индекс стоимости услуг по перевозке.

Железнодорожники ожидают, что дерегуляция вагонной составляющей тарифа — это очередной шаг в реформировании отрасли ж/д транспорта. Он якобы сделает рынок грузовых перевозок прозрачным, свободным от коррупции, понятным для всех участников перевозочного процесса и свидетельствует о клиентоориентированности «Укрзалізниці».

В полном объеме изменения вступят в силу с 19 февраля 2018 г.

Напомним, с 30 октября 2017 г. вступил в силу приказ Министерства инфраструктуры от 20 октября №357 «О внесении изменений в коэффициенты, применяемые к тарифам на перевозку грузов в пределах Украины и связанные с ним услуги». Этим документом была введена в действие очередная индексация тарифов на грузоперевозки на 15%. Против повышения стоимости услуг «УЗ» выступали представители предпринимательской среды.

*

Top