Стоит ли Украине объявлять дефолт?

Есть мнение, что объявление дефолта может стать спасением для Украины. Экономист Андрей Блинов объясняет, почему это не так

blinov2

Андрей Блинов, руководитель проектов Лиги финансового развития, экономист, публицист

Украина вошла в группу стран с высоким государственным долгом. После получения второго транша кредита stand-by в начале сентября 2014 года он превысил 60% ВВП. Страна впервые в своей истории пробила Маастрихтский критерий по безопасности госдолга.

Произошло это как-то буднично. Хотя еще каких-то семь лет назад власти Украины хвастались: у нас бремя госдолга — одно из самых низких среди стран мира. Но два витка кризиса — 2008–2009 годов и нынешний — позволили вырасти госдолгу почти в пять раз. Причем за последние полтора года мы заняли больше, чем когда-либо за аналогичный период в украинской истории.

Что это означает?

Ровным счетом то, что в ближайшие пять лет Украина будет ежегодно тратить на выплаты по внешнему долгу $7-8 млрд. И еще 60-70 млрд гривен — по внутреннему. Это если правительству придется выполнять гарантии по долговым обязательствам государственных корпораций. А как учит последняя история с НАК «Нафтогаз України», придется.

То есть выплачивать по долгу придется почти 40% бюджета страны. И это — одно из последствий глубокой девальвации национальной валюты в 2008-м и 2014 годах.

Следовательно, рано или поздно на самом высоком политическом уровне встанет вопрос: как сократить расходы на обслуживание долга? И появятся политики, которые возьмут на вооружение простую и понятную для обывателей риторику — «Объявим дефолт и дело с концом!»

 В ближайшие несколько лет выплачивать по долгу Украине придется почти 40% бюджета страны tweet

Объявление государством дефолта по внутренним обязательствам фактически означает признание банкротства правительства перед собственными гражданами. Тут уже не сошлешься на курс доллара. Такой дефолт обычно сопровождается вынужденными банковскими каникулами, тотальным неисполнением контрагентами обязательств друг перед другом. Что происходит в стране после таких известий, любой желающий может увидеть на увлекательном видео, снятом в Аргентине в декабре 2001 — январе 2002 гг.

В случае дефолта на внутреннем рынке доверие к банковской системе приблизится к нулю. Если сегодня в ужасной экономической ситуации из системы извлек депозиты лишь каждый третий гражданин, то в случае дефолта это постараются сделать все вкладчики. И уж точно население в ближайшие годы будет рассматривать инструменты сбережений вне системы банковских депозитов и государственных облигаций. В украинском случае — это скупка валюты, драгметаллов и импортного ширпотреба.

Уведомить внешних кредиторов о «прощении» долгов, на первый взгляд, куда проще. Однако это будет означать как минимум два следствия. Первое — прекращение любых программ внешнего финансирования. Второе — высокую вероятность ареста украинских активов по всему миру.

Если сегодня в ужасной экономической ситуации из системы извлек депозиты лишь каждый третий гражданин, то в случае дефолта это постараются сделать все вкладчики tweet

Объявление дефолта по внешним обязательствам фактически означает, что страна сводит концы с концами самостоятельно. Как это делала большевистская Россия в первые годы своего существования, не признававшая царских долгов и распродававшая налево и направо ликвидные активы, включая золото и драгоценности.

В нашей ситуации конфликта с Россией это едва ли возможно.  Да и украинские власти постоянно твердят о том, что надеются на помощь мирового сообщества — собственных сил в противостоянии с Москвой не хватает.

Программа МВФ stand-by как раз и составлена таким образом, чтобы обеспечивать платежеспособность Киева по внешним долгам. А вот дефолт — есть крах этой самой программы. А заодно и утрата кредиторов последней инстанции, коими и являются МВФ и другие международные финансовые организации. Именно они обеспечили в 2014 году три четверти внешнего финансирования для Украины. К тому же дорогой долг вытесняется дешевым: ставка по кредитам международных организаций, как правило, не превышает 3% годовых.

По сути, МВФ, ЕС и США  заставляют украинское правительство идти по пути реформ. Куда больше, чем собственные граждане, то и дело готовые голосовать за различные виды патернализма, включая социализм.

Едва ли стоит рассчитывать, что Украине удастся пройти по пути Греции. Эта страна — член ЕС — дефолт не объявляла, она им лишь угрожала. Афины получили масштабную помощь от Европейского союза и международных организаций на сумму 130 млрд евро. А ключевые долги Греции были оформлены в виде 30-летних еврооблигаций. И лишь после этого удалось договориться с кредиторами о списании долгов на сумму около 107 млрд евро.

 МВФ, ЕС и США  заставляют украинское правительство идти по пути реформ. Куда больше, чем собственные граждане, то и дело готовые голосовать за различные виды патернализма tweet

Но альтернатива не платить по долгам сейчас, в худые годы, есть.

Речь идет о реструктуризации долгов, которая обычно проводится с согласия львиной доли кредиторов.

Украина уже пережила такой опыт в 2000 году, предложив держателям еврооблигаций не деньги, а новые госбумаги. К слову, по ним страна позднее расплатилась — пик их погашения пришелся на период бурного экономического роста.

Любопытно, что к реструктуризации вовсю прибегает негосударственный сектор экономики Украины. Этой весной VAB Банк объявил о реструктуризации еврооблигаций на сумму $88,3 млн, которые  нужно было погасить в июне 2014-го. Инвесторы согласились продлить долг на пять лет, получая в свое распоряжение увеличенную с 10,5% до 10,9% ставку (при льготной ставке 9% на первый год), а также возможность амортизационного (досрочного) погашения бумаг.

Аналогичного соглашения достиг еще один украинский банк — «Надра». В августе он продлил обращение своих евробондов еще на четыре года, выплатив инвесторам, согласившимся с условиями реструктуризации, 0,5% в качестве премии. Ставка доходности поднялась с 8% до 8,25%,  но, как и в случае с VAB Банком, на первый реструктуризируемый год она оказалась ниже.

Сегодня предложения о реструктуризации долгов готовят целый ряд украинских банков и предприятий, чьи погашения по внешним заимствованиям приходятся на конец 2014 – начало 2015 гг.

В этом свете удивительно, что к этому инструменту не прибегает государство. Скажем, те же евробонды «Нафтогаза» (погашены 30 сентября на сумму $1,6 млрд) можно было бы  реструктуризировать. Взамен правительство решилось на масштабную эмиссию (всего уставный фонд НАКа будет наполнен в 2014 году на 115,5 млрд гривен — около 12% всей денежной массы страны!) ради иллюзорной стабильности и пафосных предвыборных заявлений — «Украина платит по всем предъявленным векселям».

Этот праздник подходит к концу — слишком велико стало бремя государственного долга. Наступает время рассрочки долгов.

коментаря;

  1. Artem Kovtun said:

    Простите но это набор букв и джинса. переставать читать Хабс?

    • Andriy Samofalov said:

      Артем, рад слышать, что вы нас читаете. Статья опубликована в разделе «Дискуссии» — это авторская колонка, с ней можно соглашаться или нет. Таким образом, вы обвиняете в джинсе экс-главреда «Эксперта»? Есть идея: почему бы вам не написать колонку-ответ с правильным набором букв и цифр?

      • Artem Kovtun said:

        Зачем статья про госфинансы Хабсу? Я вижу ваш профиль не ботаны, а народ. Народу то какая разница какие цифры? И тема о чем? О невозможности погасить госдолг в долл? Наличного долл в ЗВР нет, притока достаточного не ожидается, ЦБ в ЗВР говорят бумажки. Собственно МВФ уже давно всё написал (про потребность 19 млрд долл).

        В джинсе (понимаю это как постановка статьи не по ее ценности, а по иным договоренностям с деньгами или без) я предполагаю Хабс. Сугубо как читатель, моё личное впечатление. Но отмечу, что эта статья уже край. Лишний раз только открывал из закладок, теперь удалил.

        • Вася said:

          >Народу то какая разница какие цифры?
          То есть все быдло один я Д’Артаньян? Аргументируй или зачем тогда ставить клеймо — джинса? При такой динамике которая сейчас в Украине, в будущем никто ее кредитовать уже не будет, и это факт. Население это пока не видит.

        • Andriy Samofalov said:

          Артем, честно говоря, так и непонятно в чем суть претензий к этой колонке. И Hubs не занимается джинсой, вобще

  2. Полина Осипенко said:

    Долг в 102% ВВП, это уже фактический дефолт. О газе не договорились — предприятия не будут работать, да и население замерзнет зимой. А ведь можно было начать реализовывать программу коммунистов по выходу из кризиса и не влазить в новые долги, тогда бы речь о дефолте не шла.

*

Top