Дорожный план

Появятся ли в Украине платные дороги, построенные за деньги иностранных инвесторов?

В ближайшие годы  Украина построит  2,5 тысячи километров  дорог, проезд по которым будет платным.  Сейчас дорожное хозяйство «Укравтодора» насчитывает 169 000 км, то есть  платными будет около 1,5% украинских автодорог.

Cтроить дороги будут частные инвесторы, которых государство определит на конкурсах. Первые тендеры пройдут в следующем году. Впоследствии дороги передадут инвесторам в концессию. Таким образом, по мнению чиновников, строители вернут потраченное, и даже заработают.

По подсчетам «Укравтодора», на строительство первых платных дорог уйдет около 50 млрд гривен. Среднесуточный трафик в Украине, по данным тех же автодоровцев, –  9-10 тыс. автомобилей. То есть проекты  смогут окупиться  через 35- 40 лет. Впрочем, в госкомпании  уверены:  к  2023 году среднесуточный трафик вырастет до 40-50 тыс. автомобилей. Это снизит окупаемость  примерно в два раза. Правда, в связи с чем трафик должен вырасти в 4-5 раз, в госкомпании не уточняют.

Как скоро в Украине построят платные дороги, пока не берутся предполагать ни в Министерстве инфраструктуры, ни эксперты. О сроках можно будет говорить, когда появятся первые желающие инвестировать в украинские магистрали. Пока ни украинские, ни зарубежные компании о готовности участвовать в конкурсах на строительство и концессию дорог не заявляли.

Впрочем, велика вероятность, что желающих не будет вовсе. Украинским строителям проекты, которые требуют десятки миллиардов инвестиций, не по карману. Западные же компании, как правило, предпочитают вкладывать деньги в дороги в своих странах. Так, Hubs выяснил, что в странах ЕС с наибольшими дорожными сборами ни одна дорога не была построена и не управляется компанией, которая бы на 100% принадлежала иностранцам.

Министр   Козак назвал  первоочередные пилотные проекты концессии. В частности, это дороги Краковец-Львов-Броды-Ривне, Щербаковка-Харьков-Новомосковск, Ульяновка-Николаев-Херсон-Красноперекопск-Симферополь, Одесса-Рени, Запорожье-Мелитополь-Джанкой-Симферополь, а также первая очередь кольцевой дороги вокруг Киева.

Напомним, в зависимости от финансовой модели концессионной дороги стоимость проезда для легковых автомобилей может составить 30 копеек за километр, а для грузовых – 1 грн за километр.

Кому принадлежит «дорожный» бизнес в Европе*

*Приведены страны Европейского союза, в которых доход от платных дорог в 2012 г. превысил 1 млрд евро. По данным ASECAP

Франция

Доход от платных дорог: 8,45 млрд евро;

Протяженность: 8891,1 км;

В управлении отечественных компаний: 7149,1 км;

В управлении компаний
с иностранным капиталом
: 1742 км;

Среднесуточный трафик: 26 454 авто;

Доход на 1 км платной дороги: 950 388 евро;

france1

Среди стран Европы, собирающих на дорогах более 1 млрд евро в год, в управлении иностранцев больше всего магистралей во Франции  – около 20%. Впрочем, все они обслуживаются одной компанией, изначально принадлежавшей французскому государству.

Речь идет об инфраструктурном холдинге SANEF (Автострады Севера и Востока Франции). До 2005 г. им владело правительство Франции. После приватизации собственником стал Holding d’infrastructures de transport (HIT) – французский консорциум, контрольный пакет акций в котором принадлежит испанской Abertis.

Помимо испанцев акциями HIT владеют несколько французских компаний. Среди них инвестиционная группа Caisse des Dépôtset, банк Credit Agricole и страховая компания Axa. В целом инвесторы из Франции контролируют более 40% акций SANEF.

В официальной презентации Abertis консорциума HIT французские акционеры именуются спонсорами. То есть финансовые обязательства при приватизации SANEF брали на себя отечественные компании. К тому же Abertis получила в концессию уже готовые дороги, построенные на деньги французского правительства.

Всего, по данным Европейской ассоциации операторов и концессионеров платных автомобильных дорог (ASECAP), в стране плату за проезд собирают 23 компании.  Чаще всего это совместные предприятия, долю в которых имеет государство.

Франция  — страна  с самыми дорогими дорогами. По расчетам Hubs, в среднем каждые 100 км по французским магистралям обходятся автолюбителям в 8 евро. Для оплаты проезда во Франции установлен 531 пропускной пункт.

Италия

Доход: 4,8 млрд евро;

Протяженность: 5714,5 км;

В управлении отечественных компаний: 5619,5 км;

В управлении компаний
с иностранным капиталом
: 95 км;

Среднесуточный трафик: 37 633 авто;

Доход на 1 км платной дороги: 839 970 евро;

В Италии практически все основные автострады – платные. Исключения составляют лишь кольцевые дороги вокруг некоторых городов. Стоимость проезда, как правило, пропорциональна расстоянию. По расчетам Hubs, в среднем 100 км в Италии обходится в 7 евро.

Однако есть участки дорог и с фиксированной платой. Например, проезд по трассе Милан-Неаполь, около 700 км, стоит 40 евро. Всего в стране 485 пропускных пункта, на которых собирают плату за проезд.

По данным ASECAP, на платных итальянских дорогах делает бизнес 26 компаний. Все они подотчетны государственной ANAS SpA, 100% акций которой принадлежит Министерству экономики Италии. Каждый концессионер в Италии обязан подписать соглашение с ANAS. В этом документе прописываются права и обязанности концессионера, срок действия концессии и условия формирования и корректировки тарифов.

Практически все договоры концессии в Италии подписаны с отечественными компаниями. Исключение – соглашение с SIS, 60% акций которой принадлежат испанской Sacyr.

В управлении SIS всего 95 км трассы. Компания обслуживает дорогу, которая объединяет две коммуны в Альпах — Монтеккьо-Маджоре и Спресьяно. Так как трасса проходит в горах при ее строительстве возникли две проблемы: нужны были сложные инженерные решения и деньги на их реализацию – около 2 млрд евро.

Для поиска инвестора правительство Италии устроило конкурс, по условиям которого участники брали на себя не только финансовые обязательства, но и должны были предоставить проект строительства дороги. В 2006 г. победителем конкурса был назван консорциум SIS, в который помимо испанцев вошли две итальянские компании – INC SpA и Sipal SpA. Изначально контрольный пакет акций – 51% — принадлежал итальянцам. Однако позже Sacyr довела свою долю до 60%.

 Германия

Доход: 4,4 млрд евро;

Протяженность: 13 999 км;

В управлении отечественных компаний: 13 999 км

В управлении компаний
с иностранным капиталом
: 0 км;

Среднесуточный трафик: 5591 авто**;

Доход на 1 км платной дороги: 314 308 евро;

**Учитываются только коммерческие автомобили

germany

Германия – лидер в Европе по протяженности дорог, за проезд по которым берут деньги. Однако, особенность этой страны заключается в том, что плату берут только с грузовиков весом более 12 тонн.

Размер платы зависит от веса авто и показателей выбросов СО2 – чем больше грузовик весит и загрязняет окружающую среду, тем дороже водителю обходится дорога. Минимальная стоимость проезда в Германии для грузовых авто – 14 евро за 100 км (по данным Toll Collect). Оплатить проезд можно через интернет или в специальных автоматах наличными или банковской картой.

Остальные автомобилисты пользуются бесплатно всеми дорогами. Исключение составляют два тоннеля – Herren и Warnow (под рекой Варнов). Проезд по ним стоит 1,5 евро и 3,5 евро соответственно.

Всеми платными дорогами в Германии управляет одна компания — Toll Collect GmbH. Это совместное предприятие немецких Daimler AG и Deutsche Telekom, а также одной из крупнейших строительных компаний в мире французской Cofiroute. Французам принадлежит 10% акций Toll Collect.

Испания

Доход: 1,6 млрд евро;

Протяженность: 3404 км;

В управлении отечественных компаний: 3404 км;

В управлении компаний
с иностранным капиталом
: 0 км;

Среднесуточный трафик: 17 324 авто;

Доход на 1 км платной дороги: 476 790 евро;

spain

Платные дороги в Испании принадлежат государству и находятся в концессии у частных компаний. Существуют также трассы, построенные и, соответственно, принадлежащие  «частникам». Всего в стране, по данным ASECAP, 34 «дорожных» оператора. Их работа регулируется правительством в рамках концессионного договора.

Все договоры концессии в Испании заключены с отечественными компаниями.

Система платных дорог представляет собой 238 пропускных пунктов. Водитель получает талон на въезде, а оплачивает проезд на выезде с платного участка. Размер оплаты зависит от километража. В среднем 100 км платного пути в Испании стоит около 8 евро.

Австрия

Доход: 1,6 млрд евро;

Протяженность: 2177,4 км;

В управлении отечественных компаний: 2177,4 км;

В управлении компаний
с иностранным капиталом
: 0 км;

Среднесуточный трафик: 34 200 авто;

Доход на 1 км платной дороги: 744 925 евро;

В Австрии с 1997 г. берут плату за проезд по всем автобанам и скоростным шоссе. Однако в отличие от многих европейских стран, здесь не считают километры. Автомобилистам необходимо оплачивать абонемент, который дает право пользоваться всеми платными дорогами, кроме некоторых горных дорог с тоннелями, где берется дополнительная плата.

Минимальный абонемент – на 10 дней – стоит 8,3 евро. Максимальный – на год – 80,6 евро. При оплате абонемента водитель получает стикер, который он обязан поместить на лобовое стекло. За его отсутствие полиция может оштрафовать.

Также австрийцы берут плату за прохождение трех тоннелей — Bosruck, Gleinalm, Karawanken – 4,5 евро, 7,5 евро 6,5 евро соответственно.

Платные дороги Австрии находятся в управлении государственных компаний, которые входят в единый госхолдинг – ASFINAG.

*

Top