Почему бензин дешевеет намного медленнее нефти
Вчера торги на Лондонской бирже закрылись на отметке около $82 за баррель. В июне баррель эталонной Brent стоил больше $115. То есть примерно за пять месяцев нефть потеряла в цене почти 30%.
Теперь посмотрим, что происходит с ценами на топливо в Украине. Пиковая цена на самый ходовой товар среди автомобилистов – бензин А-95 – несколько месяцев назад достигла 17,12 грн за литр. Вчера А-95 в среднем продавали по 16,17 грн за литр. В отличие от нефти, бензин подешевел всего на 5,5%.
Почему же АЗС не снижают цены на топливо так же динамично, как дешевеет сырье, из которого это топливо делают?
Что происходит в Европе
Украина – не единственная страна, в которой автолюбители задаются подобным вопросом. Например, у англичан есть такое выражение: «Топливо дорожает со скоростью ракеты, а дешевеет со скоростью падения перышка». В Великобритании с июня, согласно данным «Евростата», бензин А-95 подешевел не намного больше, чем в Украине, — на 6%.
В среднем же в Еврозоне с июня по ноябрь цены топлива снизились на 6,5%. Причем европейские АЗС очень по-разному реагировали на дешевую нефть. Например, в Австрии цены на стелах за последние месяцы практически не изменились. А вот во Франции А-95 дешевел быстрее всего среди всех членов ЕС. За последние пять месяцев бензин у французов потерял в цене почти 10,5%. Правда, в Австрии, где мягче регулирование топливного рынка, литр бензина и до падения цен на нефть стоил почти на 20 центов дешевле, чем во Франции.
В Великобритании бензин дешевел значительно скромнее нефти из-за девальвации фунта. Во всяком случае, так оправдывают себя местные операторы АЗС. С лета британская валюта подешевела по отношению к доллару, к которому привязаны цены на нефть, более чем на 7%.
В каких странах Европы цены на бензин упали больше всего
Проблемы в Украине
В Украине ситуация с валютой еще хуже. С июня, когда цены на нефть были максимальными, гривна подешевела по отношению к доллару на 36%. К тому же, как уверяют импортеры, валюту не так-то просто купить. По оценке «Объединения операторов рынка нефтепродуктов Украины», в октябре дефицит валюты у нефтетрейдеров составил $200 млн. «Есть опасность срыва долгосрочных контрактов с нашими контрагентами в Белоруссии, Румынии, Польше, Болгарии. Деньги есть, нет валюты, и ее негде взять», — так объясняет ситуацию глава объединения Леонид Косянчук.
Сами же компании дефицит долларов предпочитают не обсуждать. Равно как и в целом политику Нацбанка. Но в неофициальных комментариях подтверждают, что купить валюту на межбанке тяжело.
Дефицит доллара и евро – не секрет ни для бизнеса, ни для правительства. Еще в октябре в комментарии Hubs о трудностях с покупкой долларов рассказывал финансовый директор Group DF Сергей Сичкар. Как пояснял топ-менеджер, нехватка возникла из-за ручного управления НБУ заявками на покупку валюты по импортным контрактам.
Тем не менее, как сообщил источник Hubs, импортеры уже нашли, как можно решить проблему с дефицитом валюты. «Нефтетрейдеры покупают доллары у аграриев. В основном, у экспортеров зерна. У последних валюта — в избытке. Правда, курс, по которому аргокомпании продают доллар, заоблачный», — поясняет источник. Как отмечает эксперт, высокий курс скоро аукнется самим аграриям, когда в феврале-марте они начнут закупать топливо перед посевной, и все деньги, заработанные на курсе, они потратят на бензин и солярку.
Мнение о высоком курсе подтверждает и аналитик UPECO Александр Сиренко. «Насколько я знаю, 11 ноября импортеры нефтепродуктов покупали доллар по 16,8 гривен. Это очень высокий курс, при котором литр бензина А-95 должен стоить более 18 гривен», — подсчитывает Сиренко.
Торгуются фьючерсы на нефть, текущее удешевление (в идеальных условиях) ощутимо будет месяцев через 6.