Скадовский порт пытается восстановить паромную линию

И может подстраховать Черноморск, ощущающий острый дефицит паромов

Скадовский порт пытается восстановить паромную линию с турецким портом Зонгулдак. Так, 20 октября сюда прибыл паром Tuna-1, который доставил 14 фур и 350 тонн груза, установленного на паллеты. В обратном направлении судно отправилось 22 октября, загрузив 12 фур с трубами, пиломатериалами, моторным маслом и другими грузами. Длина Tuna-1 составляет 106 м, ширина – 19 м, валовый тоннаж –  4998 тонн.

До аннексии Крыма паромы курсировали между Украиной и Турцией регулярно. Потом начались перебои, и за последние 2,5 года было только несколько заходов. Предыдущий паром был здесь прошлой зимой. «Тогда удалось привлечь «цитрусовиков». Но паром был небольшой, способный перевезти около 500 тонн груза. Поэтому в декабре пришло всего 400 тонн цитрусовых», — рассказывает директор ГП «Скадовский морской торговый порт» Карина Щеглова.

По ее словам, ранее значительная часть фур, которые шли через Скадовский порт, уходили транзитом в Россию. Помимо этого, из Скадовска грузы удобно было доставлять в промышленные центры Украины.

Первый блин комом

Отметим, что первый рейс не прошел гладко: сначала паром с опозданием  на час зашел в порт, потому что буксир Администрации морских портов не успел вовремя перешвартовать баржу, а потом ушел на два дня позже срока из-за тотального перевешивания каждой машины и проверок таможни.

Характерно, что в декабре прошлого года у грузовладельцев также были сложности с таможней. Тогда обнаружились 10 незадекларированных тонн цитрусовых. При этом, по информации Hubs, о них украинская сторона узнала сразу после выхода парома из турецкого порта. «Акты были составлены, нам заплатили за выгрузку этих «лишних» тонн. Таможня составила акты и оштрафовала грузовладельцев», — рассказали Hubs в порту.

Излишняя бюрократия, к слову, может пустить под откос все благие намерения порта. Более того, пойдет прахом и работа, проделанная специально для того, чтобы турецкие паромы имели возможность в Скадовский порт заходить. Напомним, в конце 2014 года в порту были проведены дноуглубительные работы. Тогда глубины довели до паспортных 6 метров, потратив на это 3 млн грн. Очевидно, что эти затраты пока не окупились – один заход парома приносит несколько тысяч долларов портовых сборов. Сам же порт получает за перегрузку с каждой машины несколько десятков долларов.

Запасной вариант

К слову, отправка фур на другой берег Черного моря со Скадовского порта может быть, по меньшей мере, запасным вариантом для украинских грузоотправителей. Ведь летом этого года, например, ощущался острый дефицит паромов на паромной переправе в Черноморске.

«С начала 2016 года нагрузка на железнодорожно-паромный комплекс ИМТП выросла на 30% – добавилось 4 тыс. ТИР, 1000 вагонов. И это сразу создало проблемы», – отметил секретарь международной организации ТРАСЕКА в Украине Валентин Касапчук.

Напомним, в июле этого года Россия ввела ограничения на транзитные автомобильные и железнодорожные перевозки грузов из Украины в Казахстан и Кыргызстан. После чего украинские фуры стали съезжаться в Черноморск. Но здесь не были готовы к столь значительному потоку, так что машины вынуждены были подолгу ожидать своей очереди.

В итоге украинская и грузинская стороны согласовали ускоренную процедуру погрузки (выгрузки) паромов и оформления грузов и пассажиров. А судоходная компания «Укрферри» увеличила скорость движения всех паромов и добавила рейсы на Поти и Батуми. На линии были задействованы три грузопассажирских парома под управлением «Укрферри» и два грузовых парома пароходства «Болгарский морской флот».

В сентябре напряжение в порту спало, но уже в октябре ситуация снова осложнилась. 21 октября «Укрферри» сообщила, что переносит автомобильно-паромные перевозки в «Ильичевский рыбный порт», который находится недалеко от железнодорожно-паромного комплекса. И паром «Каунас Сивейз» доставит в Грузию 85 большегрузных автомобилей в сопровождении водителей.

Коммерческий директор «Укрферри» Владимир Черниевский назвал такой переход вынужденной мерой. По его словам, в последнее время компания постоянно сталкивалась «с неспособностью паромного комплекса порта «Черноморск» принимать паромы по объявленному расписанию и производить их своевременную обработку в условиях значительно увеличившегося грузопотока». Мол, порт ставил паромы под обработку в порядке очередности прибытия, а не в соответствии с расписанием, из-за чего паромы простаивали на рейде. Накопление автотехники и вагонов в ожидании  отправки паромом начало снова увеличиваться до критической отметки.

В свою очередь в ГП  «Черноморск» заявляют о срыве обязательств по срокам доставки грузов. В пресс-службе порта сообщили, что паром «Укрферри» не забрал 50 железнодорожных вагонов из 150, ожидающих отгрузки на станции «Ильичевск-Паромная». А сотня TIRов вынуждены простаивать, поскольку уже прошли таможенный контроль. В порту пожаловались, что их скопление на территории порта существенно затруднило работу терминала.

«Решение о том, ставить или не ставить тот или иной паром к причалам порта, входит в компетенцию Ильичевского филиала ГП «АМПУ», поэтому претензии к ГП «МТП «Черноморск» от руководства «Укрферри», по сути, не обоснованы и не профессиональны», — заявил заместитель директора порта «Черноморск» Алексей Меркт.

Отметим, что у «Укрзалізниці» в распоряжении есть два парома, которые еще в конце прошлого года ей вернула из аренды та же «Укрферри». Планировалось, что их отремонтируют и поставят на линию. Но к критическому моменту, когда в Черноморске скопились машины и вагоны, паромы так и стояли неотремонтированными. Тогда только объявили тендер на проведение ремонта. И в сентябре член правления «Укрзалізниці» Марек Залесны сообщил, что эксплуатация паромов начнется уже 2017 году.

Вне конкуренции

Конечно, о полноценной конкуренции между Черноморском и Скадовском речь идти никак не может – в Черноморск заходят более вместительные паромы, которые, к тому же, перевозят вагоны. Хотя ранее на линии работал паром, вмещающий 57 автомобилей, и возможности порта оценивались в более чем 7 тыс. большегрузов в год. Глубины в Скадовском МТП также меньше: если возле причала паромной переправы они составляют 11 м, то в Скадовске – не более 6 м. Тем не менее, при критическом скоплении машин в большом порту даже эта альтернатива важна.

«Скадовск действительно может подстраховать Черноморск. Но если говорить о стабильной работе, то привлекать и паромных операторов, и грузоперевозчиков необходимо самостоятельно. К линиям привыкают, и переманивать с одной на другую сложно», – прокомментировал Hubs ситуацию член Украинской логистической ассоциации Александр Лысенко.

В данном случае, по его словам, есть также схожие проблемы на двух паромных линиях: несогласованность действий АМПУ и госоператоров.

«В общем-то, плохо, если процессом руководят две структуры и возникают несостыковки. Да, АМПУ как регулятор должен быть, но порт заработанные деньги должен использовать на развитие», – добавляет Лысенко.

*

Top