Ростислав Шурма – об экономике меткомбинатов в военный период, сырьевых проблемах и клиентоориентированности чиновников
Тезисы доклада генерального директора «Запорожстали» (входит в «Метинвест») Ростислава Шурмы на форуме «Украина. Стресс-тест».
Цены на сталь упали на 40%, поэтому очень легко сказать, что сегодня происходит с экономикой предприятия. К этому можно добавить проблемы из-за войны – нарушенную логистику и другие сложности.
Комбинат несколько месяцев назад оказался на грани полной остановки из-за отсутствия банального материала – известняка. В Украине известняк есть в Крыму и в Донбассе. Пришлось везти из Словакии, Польши, России по цене в 10-20 раз выше справедливой.
Наш комбинат еще относительно благополучно справляется. Мы смогли сохранить объемы производства и заработную плату. А три комбината сегодня полностью стоят. Выплавка стали в Украине сократилась на 50%, если мы посмотрим сутки к суткам предыдущего года. Во всех секторах экономики, потребляющих металл, – минус 40%, минус 50%, минус 70%.
Что происходит параллельно? Есть государственные монополии. Уровень коррупции, уровень неэффективности в этих госкомпаниях всем известен. Вместо того, чтобы заниматься повышением эффективности, происходит банальное повышение, например, железнодорожных тарифов. Сначала — на 12%, потом — на 30%, с завтрашнего дня – на 25%. Как быть, если цены на нашу продукцию упали на 40%?
У каждого промышленника и предпринимателя задача одна: просто сцепить зубы и пережить. У того, кто переживет, возможно, будет завтра. У того, кто не переживет – не сбережет коллектив и оборудование – завтра точно не будет.
Что должно произойти, чтобы у нас появилась уверенность? Должны закладываться какие-то фундаментальные изменения, происходить какие-то системные реформы. Есть ли реформы? Нет. Говорю ответственно, как человек, который с этим каждый день сталкивается.
Есть ли что-то позитивное в работе правительства? Безусловно, есть. Что могу подчеркнуть: руководители, по крайней мере, на высших звеньях – министры, губернаторы, руководители департаментов – действительно стали клиентоориентированными. Действительно пытаются помочь, вникают в проблему. Произошла определенная либерализация, уменьшилось давление с точки зрения проверок, разного контроля. Этот прогресс есть.
Есть ли системные изменения? Абсолютно нет.
Возьмем проблемы энергобезопасности. Нам надо увеличивать добычу газа. Это самый простой способ обрести энергонезависимость страны. Повышается рентная плата на газ. Кто будет инвестировать? Никто. Возможно, правильное решение — ввести ренту на руду. Но руда упала в цене в три раза и все работают на грани себестоимости.
Самое главное, чтобы было завтра, чтобы людям стало лучше жить, – нужны инвестиции. Назовите хотя бы одного инвестора – английского, американского, украинского – кто готов сегодня инвестировать? Никто.