Оборонно-промышленный комплекс Украины занимается распродажей советских запасов

Позиции Украины на мировом рынке вооружений выглядят убедительно. На бумаге. Страна стабильно входит в список 10 крупнейших экспортеров оружия только благодаря продаже подержанной техники и комплектующих. Новых танков, бронетранспортеров, кораблей и самолетов наша страна практически не выпускает и не продает.

Если изучить данные Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI) за последние четыре года (самое свежее опубликовано три дня назад), то напротив практически каждого контракта на продажу техники из Украины можно увидеть пометку – «Секонд-хенд»

Броня уже не та

В начале декабря «Укроборонпром» передал вооруженным силам Украины «бронированный набор» — более 100 единиц техники, среди которых были танки, БТР и самоходные артиллерийские установки.

Что за технику получили солдаты, в Министерстве обороны не уточняли. Если судить по словам одного из активистов и основателя фонда помощи армии «Крылья Феникса» Юрия Бирюкова, некоторым военным «экспонатам» уже около 40 лет. «Машины не новые. Изготовлены в 1970-х, были в Афганистане. Но они прошли полный капитальный ремонт, вылизаны от днища до кончика антенны», — так писал Бирюков на своей странице в Facebook о «самоходках» «Гвоздика», которые получила украинская армия.

Новое вооружение украинской армии - старая советская техника

Новое вооружение украинской армии — старая советская техника

Как поясняет волонтер, 40-летние САУ, к тому же прошедшие войну в Афганистане, должны были идти на экспорт в одну из африканских стран. Такие случаи — скорее закономерность, чем исключение. Среди танков, которые Украина продала за последние годы – в основном модернизированные Т-55 и Т-72, стоявшие на вооружении еще у советской армии.

С контрактами на новую бронетехнику у нас пока не складывается. Крупнейшим заказом для украинской оборонки стал контракт с Ираком. Иракская армия заказала 420 новых БТР-4. Но в 2013 г. разгорелся скандал – Ирак вернул 42 машины. Как отмечали СМИ, причиной возврата стали трещины в кузове.

Всего, по данным SIPRI, Украина сумела продать Ираку 88 бронемашин. Небольшие партии новых БТР в последние годы также были проданы в Судан, Индонезию и Таиланд.

Современные украинские танки, такие как «Булат» и «Оплот», на мировом рынке практически никого не интересуют. Первые пять «Оплот» Украина отгрузила только в этом году в Таиланд.

Зато пользуются неплохим спросом танковые дизельные двигатели разработки харьковского конструкторского бюро им. Морозова. За последние несколько лет Китай и Пакистан закупили 475 двигателей для танков аналогов украинского Т-80 – Al-Khalid (MBT-2000). Это совместный китайско-пакистанский проект.

 

Танк Al-Khalid

Танк Al-Khalid

Прародитель Al-Khalid – танк Т-55, документацию для производства которого китайцы получили еще от Советского Союза.

Неудача с кораблями

Не сложилось с военными кораблями. На море Украина пыталась развивать отношения с тем же Китаем. Но планам помешала Россия.

Первой ласточкой в украинско-китайских отношениях стала продажа крейсера «Варяг», который Украине достался при разделе советского имущества и был построен в Николаеве чуть больше чем наполовину. Украинские чиновники решили, что крейсер, способный принимать на борт авиацию, стране не нужен. Китайцы же уверяли, что сделают из корабля плавучее казино. В 1998 г. судно продали за $25 млн.

Как оказалось позже, про казино китайцы пошутили. Крейсер не только достроили по украинским чертежам, но и сделали из него полноценный авианосец. В 2012 г. «Варяг» встал в ряды военно-морского флота Китая и получил имя согласно «прописки» — «Ляонин». До этого у Поднебесной авианосцев не было.

Авианесущий крейсер «Варяг»

Авианесущий крейсер «Варяг»

Следующий контракт с Китаем был подписан в 2009 г. Украина должна была построить для китайских военных моряков четыре десантных корабля на воздушной подушке класса «Зубр». SIPRI оценивает сумму контракта в $315-319 млн. Два «Зубра» должны были сойти со стапелей феодосийского завода «Море». Еще два украинцы пообещали построить в Китае.

Первый корабль Украина успела передать китайцам в прошлом году. После аннексии Крыма Россией «Море» сразу переоформилось на российскую прописку и наша страна фактически потеряла контракт.

Впрочем, учитывая контрактные обязательства построить два корабля в Поднебесной, можно предположить, что Китай собирался освоить производство десантных «Зубров» у себя дома. А значит, на долгосрочные отношения в любом случае рассчитывать не стоило.

*

Top