ритейл

Падение уровня жизни провоцирует развитие дискаунтеров на рынке ритейла

Украинские ритейлеры постепенно переходят в нишу дискаунтеров, то есть открывают все больше магазинов, торгующих недорогими продуктами питания. На сегодня в этом сегменте уже работают сети супермаркетов «АТБ» и «Ашан». А с недавних пор к ним присоединилась и корпорация Fozzy Group («Сильпо», «Фора», Fozzy C&C), создавшая новую торговую сеть Thrash! («Траш!»).По информации пресс-службы Fozzy Group, сейчас сеть насчитывает около 10 магазинов в Киеве, Запорожье, Львове, Черкассах, Кременчуге и Харькове. Все они работают в формате hard discount (жесткий дискаунтер). «До конца октября будет открыто еще 20 магазинов «Thrash!» в новых городах», – говорится в сообщении пресс-службы.Ассортимент каждого магазина Thrash! насчитывает около 1500 наименований товаров. Из них 15% приходится на продукцию под собственными торговыми марками (private label)  Fozzy Group — «Премия» и «Повна Чаша». При этом цены на эти товары часто ниже, чем в других торговых сетях корпорации. Сумму инвестиций в развитие новой сети в Fozzy Group не озвучивают, но, по оценкам экспертов, она может составлять около $100 тыс. за каждую торговую точку.Слабая конкуренцияriteilОтметим, что до этого года жесткой конкуренции сегменте дискаунтеров не наблюдалось. Поэтому позиции «АТБ» и «Ашана» на протяжении последних двух лет только усиливались. Так, по данным директора исследовательской компании GT Partners Ukraine Игоря Гугля, если в 2014 году доля этих сетей на украинском рынке продовольственного ритейла составляла 8,9% и 1,5% соответственно, то уже в прошлом году она увеличилась до 9,77% и 1,84%. Итоги этого года для ритейлеров, скорее всего, будут еще лучше.riteil_2Как сообщила Hubs начальник отдела по связям с общественностью и прессой корпорации «АТБ» Анна Личман, до конца этого года «АТБ» намерена открыть не менее 100 новых магазинов в Одессе, Киеве и западной Украине.«Ашан» же пока планы по развитию не озвучивает, но, по данным Hubs, занимается поиском площадок под новые магазины. «Дискаунтеры популярны из-за падения уровня жизни населения», – описывает очевидное положение дел Гугля.Впрочем, эксперты подчеркивают, что украинские дискаунтеры существенно отличаются от своих конкурентов в странах Евросоюза, таких как польская Biedronka или немецкий Lidl. В таких магазинах потребители взамен на низкие цены на продукты получают до абсурда минимизированный сервис, который проявляется в ограниченном ассортименте товаров, отсутствии нормальной выкладки продуктов (часть товаров стоит на полу под стенкой), а также малом количестве работающих касс, что провоцирует появление в торговых залах больших очередей. Более того, специалисты на кассе в таких супермаркетах часто также отвечают за уборку магазина, поэтому поврежденный товар может лежать на полу на протяжении нескольких часов.«В Украине формат «чистого дискаунтера» не пользуется популярностью, поскольку покупатели любят комфорт и ненавидят проводить время в очередях», – объясняет ситуацию совладелец консалтинговой компании RetaiNet Александр Ланецкий.Вынужденные рокировкиВ то же время совладелец сетей «Таврия-В» и «Космос» Борис Музаев считает, что сегодня постепенно все продовольственные ритейлеры становятся дискаунтерами. «Ритейлеры устанавливают минимальные цены и расширяют ассортимент недорогой продукции», – отмечает он.«Потребители вынуждены экономить, поэтому наша сеть отказалась от собственного импорта. Возить его стало невыгодно», – подтверждает слова коллеги совладелец продовольственной сети «Фуршет» Игорь Баленко.По словам участников рынка, привлекательная стоимость товара сегодня – один из основных маркетинговых инструментов. «Все сети предлагают низкую цену на определенные группы товаров», – подтверждает замглавы наблюдательного совета «Пакко Холдинга» (сети «Пакко», «Вопак») Олег Мерченко.Более того, в некоторых случаях они даже пытаются демпинговать. Яркий тому пример — ценовые войны, которые имели место в декабре 2015 года между гипермаркетом Fozzy Cash&Carry и «Ашаном». Напомним, в день открытия Fozzy в торговом центре «Городок» «Ашан» начал распродажу сахара по 9,99 грн/кг и яиц по 9,9 грн/десяток, чем спровоцировал драку среди покупателей. Видео дерущихся за недорогие продукты людей тогда транслировали все ведущие украинские СМИ. Около месяца «Ашан» еженедельно устраивал такие распродажи. Во время них со значительным дисконтом распродавались овощи, фрукты, подсолнечное масло, куры-гриль и пр. Более того, среди самых активных покупателей даже разыгрывали путевки на море.В помощь ритейлуВынужденные шаги по снижению стоимости продукции не могут не влиять на финансовые результаты работы торговых сетей. По данным операторов, за последний год оборот ритейлеров в денежном выражении вырос всего на 5-7%. Тогда как, по данным Ассоциации поставщиков торговых сетей, сливочное масло жирностью 72-73% подорожало, например, на 31%, гречка – на 29,2%, сметана жирностью 15% – на 22,5%, молоко жирностью 2,5% – на 19,5%, подсолнечное масло – на 13%, куриная тушка – на 12,2% .«Во втором квартале этого года украинцы купили на 15% товаров меньше, чем в первом квартале», – констатирует глава Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко.Улучшить ситуацию в сфере ритейла могут чиновники. Напомним, с 1 октября Кабинет министров отменил регулирование цен на так называемые социальные группы товаров (молоко, масло, крупы и прочее) на три месяца (до октября розничная наценка не могла превышать 15%. – Ред.). После завершения этого периода правительство изучит все последствия и, возможно, полностью откажется от контроля за ценами.Кроме того, помочь сетям может стратегия расширения перечня товаров, реализуемых под собственной торговой маркой. Как правило, себестоимость такой продукции примерно на 30% ниже по сравнению с брендированным товаром из-за отсутствия затрат на ее маркетинговое продвижение. Это позволяет торговой сети установить выгодную для потребителя цену и неплохо зарабатывать. «Private label – это очень интересное направление для сетей», – подтверждает Музалев.В целом отметим, что по прогнозам экспертов, в ближайшие два-три года ситуация на рынке продуктового ритейла существенно не изменится, что вынудит ритейлеров еще больше приблизиться к формату дискаунтеров.Алевтина Зайцева

к

*

Top