Программа развития скоростного движения в Украине продолжится без чешских экспрессов
Нынешним летом чешский поезд Skoda стоимостью 20 млн евро курсирует между Харьковом и Станцией им. Шевченко в Черкасской области. Вернуться на главные магистрали ему будет непросто. Крым аннексирован, на Донбассе развернулись военные действия, а «скоростной» формат, помимо Hyundai, осваивает и Крюковский вагоностроительный завод.
Евро-2012 положило начало программе скоростного железнодорожного движения в Украине. Десять корейских экспрессов компании Hyundai Rotem соединили Киев с крупнейшими украинскими городами. А два состава чешской Skoda Vagonka связали между собой Харьков, Днепропетровск и Донецк. Оба состава способны развивать скорость до 160 километров в час – больше, чем традиционные ночные поезда.
Новая техника влетела в копеечку. За корейские Hyundai пришлось заплатить $307 млн, за чешские – почти 40 млн евро. Покупку оформили на Южную железную дорогу, которая передала составы УЗШК – новосозданному подразделению «Укрзалізниці», отвечающему за развитие скоростного движения. Тогда же госкомпания намеревалась купить и два украинских экспресса Крюковского вагоностроительного завода, но передумала и отложила покупку до лучших времен.
Футбольный чемпионат 2012-го «иностранцы» откатали практически без проблем, ограничившись небольшими опозданиями. Но с наступлением холодов количество поломок резко возросло – зимние приключения «корейцев» не сходили с новостных лент.
Чешская техника вела себя надежней, но и Skoda не удалось отработать без сбоев. Все технические проблемы быстро решили, а поездам решили изменить маршруты. Шестивагонные двухэтажные составы Skoda оказались слишком большими для восточных миллионников. Не помогло и продление маршрута из Донецка в Мариуполь. Загрузке мешала дороговизна билетов в сравнении с традиционными поездами и электричками.
Чтобы исправить положение, с мая 2013-го чешские экспрессы отправились в Симферополь из Харькова и Донецка. Эта ставка сыграла в теплое время года, но с окончанием курортного сезона пассажиропоток снова упал. Чтобы не нагружать убытками свою скоростную «дочку», после Нового года «Укрзалізниця» вернула Skoda от УЗШК к ЮЖД, а затем и вовсе отменила крымские маршруты.
Как занять простаивающие составы? На руку «чехам» сыграли очередные проблемы «корейцев». В середине февраля «Укрзалізниця» неожиданно сняла с маршрутов все поезда Hyundai, объяснив такой шаг появлением трещин в кузове. Skoda оказалась на подхвате, ею заменили Hyundai на маршруте Харьков – Киев – Харьков, сообщили Hubs в пресс-службе ЮЖД.
В мае корейские экспрессы начали возвращаться на магистрали и Skoda вновь осталась не у дел. К тому же в июне «Укрзалізниця» получила два крюковских скоростных поезда, которые планировала купить еще до Евро-2012.
На носу лето, но в новом году крымское направление для чешских поездов закрыто. На Донбассе война, Крым аннексирован.
Для Skoda пришлось ввести новое направление Харьков – Полтава – Кременчуг – Станция им. Шевченко. По словам одного из топ-менеджеров «Укрзалізниці», в выходные дни загрузка поезда достигает 65-75%.
Тем не менее, скоростным этот маршрут можно назвать с большой натяжкой. Единственный ускоренный участок – между Харьковом и Полтавой, — где поезд может набирать 160 км в час, дублирует маршрут «киевского» Hyundai.
В чем причина ухода поездов в запас? Skoda, скорее, региональный поезд, который по своим характеристикам и уровню комфорта оптимально использовать на расстоянии до 300 км и времени хода 2-3 часа, считает директор Центра экономического и политического анализа Александр Кава. «Укрзалізниця» задействовала их на более длительных маршрутах.
«Когда мы пускали Skoda в Киев, он накручивал до 1000 км в сутки, а в Европе они ездят по 500 км. У нас более интенсивный износ», – подтверждает собеседник в «Укрзалізниці».
У «провала» есть и другая причина. В оригинальной комплектации поездов этой модели всего три вагона – в таком виде они ездят в Литве и Словакии. Украина почему-то заказала составы из шести вагонов.
Теоретически каждый из поездов можно разделить на два, конвертировав четыре прицепных вагона в вагоны с кабинным управлением, считает Кава. Тогда вместо двух составов компания получит четыре. «В укороченном варианте они могут быть востребованы на маршрутах Киев – Винница или Львов – Ровно», – полагает эксперт.
Пойдут ли на такие траты в «Укрзалізниці»? Точно — не в ближайшее время. По словам себеседника в компании, исходя их пробега чешских поездов к концу года им предстоит крупный ремонт, включающий замену колесных пар, ремонт тормозной системы и других узлов. «Гарантия фирмы – 2 года – уже закончилась, договора на ремонт с ней не заключали», – рассказывает менеджер. Чтобы сэкономить, компания будет искать украинских ремонтников.
В составе УЗШК у Skoda будущего, скорее всего, нет. На вопрос о чешских поездах директор компании Леонид Лобойко лишь констатировал: «А мы их отдали».
Несколько раз ездила в поезде Шкода по маршруту Ст.им. Шевченко-Харьков и была приятно удивлена — условия не сравнить с советскими разбитыми вагонами! Единственное, низкой комфортности в этих вагонах были пластиковые сидения, в особенности, подголовники, якобы анатомические, но от которых затекала шея. Но в целом, это неба и земля…
Теперь приходиться ездить в ушатанных вагонах старого образца с мягкими, но поломанными сидушками и расхлябанными спинками! «Спасибо» УЗ! Европа нас «ждёт»! И война здесь не отмазка! Прекратите делать откаты, закройте коррумпированные схемы и будет нам всем гуд. Израиль — передовая страна по многим критериям, в которой война столько, сколько я себя помню!
В Вашем сообщении явное противоречие. То Вы пишете, что в Шкоде неудобные сидения, то сравниваете её с «советскими разбитыми» вагонами и выносите вердикт, что чехи делают лучше. Я конечно понимаю, что в Украине сейчас модно пиннать всё советское. Но вагоны разбиты не потому что они «советские», а потому что тривиально старые. Они технически и морально устаревшие, у них истёк срок службы.