В Лондонском суде складывается любопытная ситуация
Днепропетровские миллиардеры азартно ищут скелетов в своих шкафах. Очередной этап разбирательств в Лондонском суде между Виктором Пинчуком и тандемом Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова показал, что стороны пока не готовы к мировой. И процесс наверняка зацепит не только конфликтующую троицу, но и других не менее знаковых политиков и бизнесменов.
Новая часть сериала о возвращении КЖРК, которая может стоить Коломойскому $2 млрд, стала доступной благодаря публикации в английской The Independent.
На очередном судебном слушании Пинчук и «приватовцы» вылили друг на друга новый ушат грязи. Боголюбов обвинил Пинчука в давлении на экс-генпрокурора Святослава Пискуна, который должен выступить свидетелем по делу. Юристы Пинчука в ответ заявили, что Пискун ранее помогал «замять» покушения на убийства, якобы заказанные Игорем Коломойским. \
Еще одним ненадежным свидетелем может стать днепропетровский раввин Шмуэль Каминецкий. В частной беседе тот якобы признался, что не может пойти против Коломойского, поскольку это грозит ему «пулей в голову». В «Привате» эти обвинения, понятное дело, отрицают.
«Приват» давит
Откровения спорщиков показывают, что Пинчук проигрывает. Раньше он называл Каминецкого одним из свидетелей своих договоренностей между Пинчуком и Коломойским. Другими такими свидетелями должны были стать, к примеру, братья Суркисы и представители «лужниковской группы» Александр Бабаков и Григорий Спектор.
Сейчас все они — партнеры Коломойского в разных бизнесах. Бабаков и Спектор – в металлургии, Суркисы – в ферросплавах и медиа. Им нет никакого резона идти против бизнесмена, который по степени влияния в стране сейчас уступает разве что президенту Петру Порошенко.
На сторону Пинчука мог бы стать Ринат Ахметов, которого давно атакует принадлежащий Коломойскому телеканал «1+1». Парадокс в том, что Ахметов сейчас владеет половиной того самого КЖРК, из-за которого спорят Пинчук с Коломойским. Победа Пинчука может стоить ему миллионов, которые он получил в качестве дивидендов как акционер комбината с 2008 года.
Коломойский продолжает расставлять силки. В начале марта он выложил перед парламентской спецкомиссией по приватизации материалы для пары уголовных дел. Если днепропетровский губернатор продолжит говорить, то приватизация «Укррудпрома» в 2004-м может стать поводом для ареста Леонида Кучмы – тестя Пинчука и бывшего президента страны.
С каждым новым заседанием лондонского суда у сторон все меньше пространства для отхода на стартовые позиции.
Российский опыт
Суды между олигархами – не редкость на постсоветском пространстве. Похожие споры, касающиеся событий прошлых лет, в Лондоне вели Михаил Черной с Олегом Дерипаской и Борис Березовский с Романом Абрамовичем. В ходе разбирательств всплыли на поверхность многие нелицеприятные нюансы ведения бизнеса в России конца 90-х – начала нулевых.
Интересно и другое. В обоих случаях причиной исков стало неважное финансовое положение истцов. Черной пытался доказать, что был партнером Дерипаски в создании его алюминиевой империи и требовал оплаты за свою часть бизнеса. Дерипаска в свою очередь утверждал, что Черной никогда не был акционером «Русала» и лишь «крышевал» бизнес. Сумма претензий не называлась, но по оценке российского Forbes могла достигать $4 млрд – вдвое больше, чем Пинчук пытается отсудить у Коломойского за КЖРК.
Авантюра отчасти удалась. Стороны подписали мировое соглашение, его условия не разглашаются. Черной отозвал иск.
Борису Березовскому не повезло. Он не смог доказать, что продал бизнес Абрамовичу под давлением и отсудить у бывшего губернатора Чукотки компенсацию в $5,5 млрд. Вскоре после оглашения вердикта Березовский покончил с собой. После смерти Березовского выяснилось, что от его миллиардного состояния почти ничего не осталось.
Финансовое положение Пинчука также не блестяще. Американский Forbes в 2015-м снизил оценку его состояния сразу вдвое – до $1,5 млрд.
С чем это связано? Трубно-колесная корпорация «Интерпайп» – основной актив предпринимателя – объявила, что из-за высоких пошлин в нынешнем году не сможет продавать трубы в Россию. В 2013-м на этот рынок пришлась четверть всей полуторамиллиардной долларовой выручки компании.
Обанкротились российские страховые компании Пинчука.
Нестабильность всей банковской системы не может не влиять на работу финансового центра Пинчука – банка «Кредит Днепр».
Впрочем, потеряли в весе все украинские бизнесмены, Коломойский и Боголюбов – в том числе. Но возможностей наверстать упущенное в нынешних политико-экономических реалиях у них куда больше, чем у Пинчука.
Для «приватовцев» конфликт – лишь один из многих. Для Пинчука проигрыш может значить куда больше.