Олег Дерипаска
Олег Дерипаска

Суд оставил российскому олигарху украинский порт

Российскому миллиардеру Олегу Дерипаске удалось сделать то, что пока не под силу Дмитрию Фирташу. «Венский узник» с весны борется с государством за титановые ГОКи. Дерипаска свои проблемы, похоже, уже решил. Он уступил государству Запорожский алюминиевый комбинат, но тут же взял реванш. Подконтрольный олигарху Николаевский глиноземный завод добился продления сроков аренды Днепро-Бугского порта, критически важного для его глобального бизнеса.

Аренда обойдется недорого. НГЗ будет платить за порт, грузооборотом 4 млн тонн, около 1 млн гривен в месяц.

Привет из 90-х

Приватизация Николаевского глиноземного завода состоялась в начале нулевых. НГЗ для своего кума Дерипаски приобрел харьковский бизнесмен Александр Ярославский. Вскоре завод вошел в объединенную группу «Русал», образовавшуюся в результате слияния активов Дерипаски и Виктора Вексельберга.

«Русал» – крупнейший производитель алюминия в мире с выручкой $9,7 млрд. НГЗ – второй по величине глиноземный завод группы, говорится на ее официальном сайте. В прошлом году он выпустил 1,5 млн тонн глинозема (сырья для производства алюминия) – пятую часть всего производства холдинга.

Для работы НГЗ нужны импортные бокситы. По морю их доставляют в Николаев и перегружают через Днепро-Бугский порт – структурное подразделение завода в советские времена. Но корпоратизация и приватизация НГЗ никак не затронула порт – он так и не вошел в состав имущественного комплекса завода. В результате с конца 90-х НГЗ арендует пять портовых причалов.

«Это транспортный цех завода, – рассказывал Hubs главный редактор журнала «Порты Украины» Константин Ильницкий. – Почти весь объем перевалки порта – это бокситы для НГЗ».

ngz

Ход судом

Окончание срока аренды пришлось на 2014 год. Аннексия Крыма и война на Донбассе – не лучший фон для продолжения сотрудничества с российским бизнесом. НГЗ настаивал на продлении аренды на аналогичный срок – на 15 лет. ФГИ и Министерство инфраструктуры готовы были отдать порт в управление лишь на 3 года, и то с рядом изменений в договор аренды.

Пока разбирались, подошло 1 апреля – дата окончания договора. Фонд потребовал вернуть имущество.

«Русал» сыграл на опережение. Компания попросила суд продлить срок аренды причалов на прежних условиях. 17 июня Хозяйственный суд Киева запретил ФГИ, Министерству транспорта и Администрации морских портов Украины совершать со спорным имуществом действия, которые могут нарушить интересы завода.

Дальнейшие разбирательства также прошли без сучка и задоринки. Аргументы юристов Дерипаски оказались весомее. 18 августа суд признал договор продленным еще на 15 лет на прежних условиях.

Причина банальна – срок аренды истек 1 апреля, по закону у ФГИ был месяц, чтобы потребовать возврата имущества. Как следует из материалов дела, письмо Фонда с требованием о возврате датировано 30 апреля, но предприятию его направили только 7 мая.

16 октября вердикт Киевского хозсуда подтвердила апелляционная инстанция. 23 декабря состоялось заседание Высшего хозсуда, который рассматривал кассацию ФГИ и Администрации морских портов (АМП) на предыдущие решения. Победу вновь праздновали подопечные Дерипаски.

Теоретически ведомство может оспорить его вердикт в Верховном суде. Пойдет ли Фонд на этот шаг? Пока не ясно. «Решение будет принято после праздников, время еще есть», — сообщил Hubs один из сотрудников ФГИ.

Цена вопроса

Грузооборот Днепро-Бугского порта – около 4 млн тонн. По данным АМП, за первое полугодие он перевалил 2,1 млн тонн.

Государство получает от аренды 11 млн гривен в год, рассказывал в начале года губернатор Николаевской области Николай Романчук.

Похожие цифры называют в ФГИ. Месяц аренды порта обходится НГЗ примерно в 1 млн гривен, говорит один из менеджеров ведомства.

Возврат предприятия мог бы принести государству куда больше. По объему перевалки Днепро-Бугский порт сопоставим с государственным Измаильским портом или частными – «Ника-тера» Дмитрия Фирташа или «Авлита» Рината Ахметова. Финансовые результаты публикует лишь один из них. В прошлом году «Авлита» перевалила 2,9 млн тонн металла и 1,4 млн тонн зерна, заработав 324 млн гривен выручки. Чистая прибыль – 64 млн гривен.

 

*

Top