Приглашение от бандеровца во Львов для Путина, устрицы на траве и другие примеры креативности, которую рестораторы проявляют в кризис
С конца прошлого года только в Киеве закрылись около 60 ресторанов и кафе. По словам гендиректора компании «Ресторанный консалтинг» Ольги Насоновой, больше не работает сеть Double Coffee, рестораны «Черное море», «Баркас», «Хинкали» на Оболони.
Тяжелые времена для столичных рестораторов наступили еще в начале декабря, когда в центре Киева начались акции протеста. «Люди начали экономить, не понимая, что будет дальше. Перестали ходить в рестораны — сетует киевский ресторатор Виола Ким. По ее наблюдениям, с конца прошлого года выручка отрасли уменьшилась на 30%. Насонова говорит, что посещаемость упала в два раза. «Если раньше люди приходили два раза в неделю, то теперь — один раз, — рассказывает Насонова. — Посещение ресторанов — это ведь не покупка предметов первой необходимости».
Реже всего люди ходят в рестораны в период драматических событий. «Гости чутко реагируют на любую страшную новость. За три дня привыкают. И опять идут в рестораны», — рассказывает владелец сети «Чашка» Игорь Сухомлин.
Плохие новости — не единственный удар по выручке рестораторов. Когда в конце марта гривна упала почти на 50%, автоматически выросла арендная плата, которая, как правило, рассчитывается в долларах. «Фактически аренда выросла в два раза», — рассказывает совладелец Fast Food Systems и Kumpel Group Марк Зархин. К тому же стали дороже импортные продукты, что особенно ударило по сетям японской и итальянской кухонь. По словам Зархина, адекватно поднять цены на блюда рестораторы не могут, ведь в этом случае люди вообще перестанут ходить в кафе и рестораны. «Все эти факторы ломают экономику ресторанного бизнеса», — объясняет Зархин.
Впрочем, кризис всего лишь ускорил уход с рынка заведений с плохой кухней или непродуманной концепцией, уверяет Насонова. «Сильные заведения продолжают чувствовать себя нормально», — говорит она. По прогнозу Насоновой, до конца года только в Киеве закроется еще не менее 200 из 1600 пока еще работающих ресторанов. Останутся те, у кого лучше сервис и качественная еда.
Чтобы привлечь клиентов, рестораторы не скупятся на маркетинг: кризис заставляет их быть более креативными.
Hubs отобрал самые необычные идеи
Бандеровцы и Путин
В начале марта 2014 года интернет и соцсети взорвал шутливый ролик, в котором толстый бандеровец с автоматом приглашает президента России Владимира Путина приехать во Львов и лично убедиться в том, что это — мирный город. Тогда украинцы с повышенным вниманием следили за действиями российского президента. РФ фактически ввела войска в Крым, Путин в телеобращениях рассказывал о кровавых ужасах, которые творят бандеровцы.
Ролик был рекламой известного в Украине и России львовского ресторана «Криївка», в котором воссоздан быт украинских повстанцев и который особенно полюбился туристам из России.
Идея обратиться к российскому президенту родилась у Андрея Худо, совладельца группы !Fest. Холдинг эмоций, куда входит «Криївка». Пятого марта Худо написал на своей странице в Facebook пространное обращение к Путину. Ресторатор предложил президенту РФ не слушать искаженную информацию о ситуации в Украине, а вместо этого лично приехать и увидеть все своими глазами. Обращение прочел партнер Худо Юрий Назарук и предложил снять ролик. Текст сократили и изменили, чтобы он смотрелся как приглашение для всех россиян в безопасное и веселое место.
Видео снимали на следующий день после поста в facebook. Съемки прошли в один дубль на площади Рынок во Львове. Главную роль исполнил пан Мыкола, который в Криївке встречает гостей, второстепенные – сотрудники холдинга и их друзья.
И хотя видео размещали только на YouTube, несколько центральных телеканалов показали ролик в выпусках новостей. В итоге шутливое обращение к Путину только в интернете посмотрели около миллиона человек . «Снова — масса интереса к «Криївке», — рассказывает Худо о результатах спонтанной кампании. — На майские праздники очередь в ресторан была аж до остановки на площади Рынок».
Уличная еда из ресторана
Киевский ресторатор Дима Борисов скоро откроет свой новый ресторан Crab’s Burger. С начала мая для того, чтобы протестировать его меню и познакомить киевлян с концепцией, Борисов проводит гастропикники на свежем воздухе Crab’s Burger Open Air на Воздвиженке.
Опен-эйры проходят по выходным. По замыслу ресторатора, они должны быть чем-то средним между фестивалем уличной еды и посиделками с друзьями. Поэтому посетители располагаются прямо на газонах, на мягких пуфиках или пледах. В меню – морепродукты и бургеры.
По мнению креативного директора агентства Tabasco Александра Смирнова, Crab’s Burger Open Air – это зарождение в Украине культуры качественной уличной еды. «Это — обычное явление для Европы, в Украине оно пока не привычно, у нас уличная еда это, в основном, шаурма из ларьков или бабушки с пирожками, — говорит Смирнов. — Борисов одним из первых развивает европейский формат».
Оценили ли посетители нестандартный подход? В первый же гастропикник гости съели 545 устриц, 270 крабов, 410 лобстеров и выпили 190 бутылок просекко. Во время второго пикника гости Crab’s Burger Open Air съели и выпили в два раза больше.
Коробочка хорошего настроения
С 31 марта по 10 мая служба доставки китайско-тайской еды Ping-Pong.ua проводила необычную акцию «Коробочка хорошего настроения».
Во время ее проведения каждый заказчик вместе с едой получал небольшой подарок. Необычным в этом простом маркетинговом ходе было то, что подарки дарила не компания, а предыдущий заказчик. В свою очередь, получивший сюрприз клиент мог положить какой-то сюрприз для следующего человека. Единственное правило – это размер подарка. Он должен был соответствовать размеру коробочки настроения.
Фотографии подарков Ping-Pong.ua размещал на своей странице в facebook. Авторы тех фото, которые собирали наибольшее количество лайков за день, получали бесплатный десерт. Люди дарили друг-другу шнурки, кактусы, украшения, билеты на концерт группы «Скрябин», теннисные мячики. По информации агентства Leo Burnett Ukraine, автора кампании, результаты превзошли ожидания сразу же после запуска акции.
Что только не придумают, но ресторанное дело дествительно сложное, без хорошего консультанта не обойтись